Анатолий Макаренко. Год на свободе. Кто рассчитался за грехи главы таможни?
марта 5, 2015
Суд так и не признал его виновность, а причинение убытков государству на 26 млрд грн — это не преступление?!
Год назад – 3 марта 2014 года известный, пожалуй, на весь мир, Печерский суд Киева, который своими решениями может отменять даже законы не только логики, но и природы, признал Анатолия Макаренко несудимым.
Причем, чтобы подтвердить реноме Печерского суда, сделано это было «по беспределу», хотя по большому счету, суд так и не признал, что Анатолий Макаренко невиновен в растаможке похищенного газа. Суд просто решил, что причинение убытков государству на 26 миллиардов гривен — это больше не преступление.
Хотя наблюдая за активностью главы таможни в медиа, нельзя не отметить, что Анатолий Макаренко накрепко вжился в образ «великомученника» и выходить из него, по крайней мере, в ближайшее время, не собирается.
Имидж жертвы режима Януковича играет на руку Макаренко. А что? Военный, подводник, капитан 1 ранга! Хотя стоп!.. Капитан чьего флота? И какой страны? Но об этом ниже.
Давайте объективно посмотрим на пресловутое «газовое дело», а также людей, способствовавших освобождению экс-главы таможни от лишения свободы. Одним из которых, по нашей информации, был Владимир Путин. С учетом получения Макаренко военной пенсии от Российской Федерации и соответственно возможного российского гражданства, а также мощного лобби среди теперешних российских адмиралов, эта версия не выглядит такой уж фантастической.
***
Анатолий Макаренко был осужден 19 июля 2012 года – приговором Печерского суда по делу № 1-712/11 за злоупотребление служебным положением. Экс-глава таможни был приговорен к 4-м годам лишения свободы, кроме того, согласно решению суда ему было запрещено занимать любые руководящие должности в течение 3 лет. Как на государственной службы, так и на предприятиях любой формы собственности.
Тогда газовое дело Тимошенко гремело на всю страну, и конечно, перед широкой общественностью Анатолий Макаренко предстал как жертва режима Януковича. Газ, отобранный с легкой руки Макаренко, принадлежал компании Дмитрия Фирташа, а значит негодяя. Общественное мнение было сформировано в политическом контексте: правильно, что отобрали у богатых и отдали бедным. Правда, со временем, за газ заплатили именно бедные.
По факту, с начала громких газовых дел в Украине, никто и не пытался разобраться – что произошло на самом деле?
Сегодня, спустя год после освобождения нынешнего главы таможни, можно отбросить эмоции и говорить о сути дела.
В начале 2009 года бывшее правительство Тимошенко решило обеспечить отопительный сезон газом, который не принадлежал ни Кабмину, ни «Нафтогазу». Для этой цели вполне годились 11 млрд. кубометров газа «РосУкрЭнерго», временно находившегося в украинских подземных хранилищах.
Воспользовавшись тем, что «РосУкрЭнерго» имел задолженность перед российским «Газпромом» в сумме 1,7 миллиардов долларов, «Нафтогаз» заключил с «Газпромом» договор о переуступке права требовать погашения долга, то есть купил долги «РосУкрЭнерго».
Стоит отметить, что наличие задолженности еще не дает права кредитору по своему усмотрению отбирать у должника любое его имущество. В данном случае газ. Дать добро на отбор газа мог только собственник, то есть «Росукрэнерго». Но у них, впрочем, ни Кабмин, ни таможня разрешения не спросили.
Представьте, что вы заняли у соседа 200 гривен, а на следующий день он с долговой распиской в руках пришел забрать вашу квартиру. Даже человек без юридического образования скажет, что такие действия незаконны. Во-первых, срок отдачи одолженных денег еще не наступил. А во-вторых, квартира все же стоит больше 200 гривен.
Но именно так и произошло в отношениях между НАК «Нафтогаз» и «РосУкрЭнерго».
Руководствуясь только фактом наличия задолженности, «Нафтогаз» решил причислить к собственным запасам все 11 млрд. кубометров газа, которые принадлежали компании «РосУкрЭнерго», при рыночная стоимость газа как минимум вдвое превышала сумму задолженности в 1,7 млрд. долларов.
При чем тут таможня? Дело в том, что принадлежащий компании «РосУкрЭнерго» газ имел российское происхождение и находился в подземных хранилищах в таможенном режиме транзита. Что означает запрет на его использование на территории Украины до тех пор, пока он не будет оформлен в таможенный режим импорта с уплатой всех положенных налогов.
То есть, чтобы распорядиться газом, необходимо было его растаможить.
Согласно таможенному законодательству заявить товар к растаможке имеет право только владелец товара или уполномоченное им лицо. То есть растаможивать принадлежащие «РосУкрЭнерго» 11 млрд. кубов газа НАК «Нафтогаз» не имел никакого юридического права, и это прекрасно осознавали на таможне.
По информации осведомленных лиц, Валерий Хорошковский, который в то время возглавлял Таможенную службу, категорически отказался осуществлять таможенное оформление природного газа «РосУкрЭнерго» в пользу Нафтогаза, за что и был уволен с должности 28 января 2009 года.
Вместо него в тот же день был назначен Анатолий Макаренко, который в то время возглавлял Киевскую региональную таможню. Говорят, что претендентов на пост председателя Таможенной службы Украины было много, но именно Макаренко гарантировал, что обеспечит беспрепятственное осуществление таможенного оформления Нафтогазом объемов природного газа, который НАК фактически не принадлежал.
Этот факт подтвердил сам Макаренко в интервью «Экономической Правде», где признал, что был назначен руководителем таможни в 2009 году для решения «конкретных задач».
«В 2009 году я зашел как ничей. Вы же помните, какие задачи предстояло решать?», — сказал Макаренко. На уточняющий вопрос, была ли задачей, которую нужно решать, «растаможить газ», Анатолий Макаренко заявил: «Не только. В 2009 году решалось многое».
Как рассказали комментарии на условиях анонимности бывшие работники Энергетической таможни, почти все из них отказались участвовать в незаконной сделке, но, в конце концов, нашлись те, кто все же выполнил незаконное поручение главного таможенника и осуществил таможенное оформление газа по поручению и в интересах НАК « Нафтогаз».
Точку в этой истории поставил Арбитражный институт Торговой палаты г. Стокгольма, который 8 июня 2010 года подтвердил незаконность отчуждения Нафтогазом 11 млрд. куб. метров природного газа и обязал оплатить в пользу компании «РосУкрЭнерго» штраф путем передачи ей права собственности на такие же 11 млрд. куб. метров природного газа.
Как следствие, потери НАК «Нафтогаз Украины» и государства от сделок, в которых были задействованы сотрудники компании и таможни, превысили 26 млрд. гривен и были компенсированы из государственного бюджета.
Чего сегодня господин Макаренко абсолютно не стыдится.
«Когда второй раз пришел в таможню в 2014-м, то спокойно смотрел в глаза всем, кого здесь оставил в 2010-м году. Мне не было стыдно. Люди, которым тогда давал распоряжения по газу, в суде не сказали, что я действовал незаконно», — опять же заявил он в интервью «Экономической Правде».
Отметим, что люди, которым Макаренко в свое время «давал распоряжения по г