Новинский, Фирташ, Лагун. Кого c аферистов — банкиров могут привлечь по-новому?
марта 12, 2015
Вадим Новинский, Дмитрий Фирташ, Николай Лагун — вот неполный список участников первой сотни Forbes, не сумевших удержать на плаву свои банки. У каждого несостоятельного банка — тысячи вкладчиков. Могут ли они рассчитывать на полную компенсацию потерь после ужесточения ответственности банкиров? Не факт.
Вкладчики проблемных банков ждали закона об ужесточении ответственности банкиров с большим энтузиазмом. Свершилось: Верховная Рада проголосовала, а президент подписал закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности связанных с банком лиц». Поможет ли это вернуть пострадавшим до его вступления в силу вкладчикам деньги и привлечь к ответственности виновных в неплатежеспособности банка?
Закон применил к банкам дополнительные ограничения, касающиеся операций со связанными лицами. Расширен перечень связанных лиц. Формулировки в законе нечеткие, поэтому список может получиться обширным. В него можно включить как опосредованного владельца крупных долей банка, так и рядового сотрудника учреждения. Самое главное в законе: кредиторы смогут предъявить претензии не только к банку, но и к связанным лицам. Если из-за каких-то действий (бездействия) банку нанесен ущерб, а связанные лица получили выгоду, то они несут солидарную ответственность. Для упрощения работы правоохранителей Нацбанку дали право раскрывать содержащую банковскую тайну информацию о связанных лицах.
До вступления закона в силу кредиторам было очень сложно обратить взыскание на имущество собственников банка. Теперь права Фонда гарантирования расширены. Распродав имущество банка, он может выставить требования о возмещении ущерба к связанным лицам, получившим выгоду. В особо запущенных случаях возможна и уголовная ответственность. Парламент добавил в Уголовный кодекс статью 218-1: доведение банка до неплатежеспособности. За это как руководителя банка, так и прямого или опосредованного владельца могут посадить на срок до пяти лет.
Проблема закона в том, что его приняли слишком поздно. За прошлый год и первые месяцы 2015-го НБУ вывел с рынка более 40 банков. Применить новый закон к их собственникам и менеджерам непросто. Однако совершившего такое деяние до вступления в силу закона к ответственности привлечь нельзя. Помешают этому 7-я статья Конвенции о защите прав человека и основных свобод, 58-я статья Конституции и 5-я статья Уголовного кодекса. Ведь никто не может отвечать за деяния, которые на момент их совершения не признавались законом как правонарушения.
Но процедура открытия уголовного производства очень проста. Оно открывается в течение 24 часов с момента получения информации о правонарушении. Поэтому никто не помешает правоохранителям начать расследование по делу, где вынесение обвинительного приговора судом невозможно.
Расследовать такие преступления будет налоговая милиция. А она как никто умеет «кошмарить» бизнес (вызывать на допросы, устраивать маски-шоу, ограничивать передвижение подозреваемых, через суд арестовывать активы). Главный результат такой деятельности — новые джипы под зданиями налоговой милиции и прокуратуры. Работать на свой карман они хорошо умеют. Значит, смогут поработать для государства и вкладчиков.
Вопрос в том, даст ли государство команду «фас» налоговым милиционерам. Если такая команда поступит, правоохранители, выполняя «госзаказ», сделают собственникам банков такие предложения, от которых многие не смогут отказаться. В ходе расследования одного эпизода они зачастую находят другие правонарушения. И собственнику банка может прийтись по душе предложение вернуть часть денег государству (и, как следствие, кредиторам).
Владислав Соколовский, БанкИск