RSS

Серый кардинал «Золотой Юли»

ноября 22, 2008

Окружение Тимошенко, своей сплоченностью, агрессивностью и неадекватностью одновременно напоминающее придворную свиту времен поздней Екатерины ІІ и «собачью свадьбу» на сельской околице, богато на личностей, прямо скажем, неординарных.

Неординарность эта не имеет, однако, ничего общего с наличием у них каких-то талантов, необыкновенно полезных обществу. Скорее наоборот – любой из фаворитов (да и менее приближенных бойцов) «белого воинства» традиционно славится готовностью при любом удобном случае не просто поживиться за счет ближнего, обобрав его по максимуму, но и…преподнести себя при этом как великого борца за народные интересы и подвижника-бессребреника.

Тем не менее, и в этой Лиге выдающихся джентльменов есть отдельные индивиды, способные переплюнуть всех своих собратьев по разуму в умении молниеносно менять и родину, и флаг в зависимости от конъюнктуры. И майка абсолютного чемпиона здесь по праву принадлежит Александру Абдуллину.

Глядя на его успехи в нелегком деле максимально комфортного приспосабливания к окружающей действительности, от зависти удавился бы самый жизнестойкий микроб.

Неслучайно жизненный путь некогда простого паренька, стартовавшего от токарного станка столичного завода «Точэлектроприбор», вызывает живейший интерес у самых различных биографов. В том числе – и «летописцев» из правоохранительных органов не только Украины, но и иных государств планеты Земля. Потому как путь этот славен совершенно различными достижениями.

И здесь интересен даже не стремительный прыжок из простых корреспондентов «Рабочей газеты» в коммерческие директора, осуществленный обладателем диплома журфака Киевского университета имени Т.Шевченко. Мало ли кого выносила наверх кривая «американской мечты» во время развала СССР и начала построения на его обломках нового независимого государства?

Куда любопытственней иные фрагменты его биографии. К примеру – многолетнее совместное «творчество» с ныне беглым Игорем Бакаем. Люди посторонние называют Алексанедра Рафкатовича ни много, ни мало… «крестным отцом» экс-главы Госуправления делами Президента Украины. Сам же Бакай, по его собственному признанию, обязан своему компаньону по гроб жизни.

Этот «семейный» тандем и впрямь натворил немало «подвигов», просто обязывающих «крестника» и его предприимчивого «папашку» держаться друг за друга до последнего. Потому как тонуть, в случае чего, придется столь же синхронно.

Среди наиболее известных эпизодов, выведших коммерческого директора многотиражки в первые украинские олигархи, значится его напряженная трудовая деятельность на посту вице-президента корпорации “Республика”, куда он попал после года управления компанией “Интертрейд”. Возглавлял «Республику», понятное дело, Игорь Бакай.

Но если на предыдущем месте работы заниматься приходилось всякой мелочевкой в стиле «купи-продай», то вот в «Республике» дела творились по размаху соответствующие громкому названию корпорации.

Здесь деловому сообществу «Отец и сын» удалось, например, купить у банка “Альянс” за 30 миллиардов карбованцев партию бриллиантов и тут же сплавить их в Узбекистан с «наваром» в более 300% . Причем закупка «лучших друзей девушек» происходила за счет средств… многострадального банка “Украина”. Удивляться последующему банкротству которого в свете таких «операций» не приходится.

А еще, в теперь уже далеком 1994-м, при поддержке первого Президента Украины Леонида Кравчука «Республика» поучаствовала в поставках в Украину туркменского и российского газа. И, надо признать, участие это для корпорации оказалось весьма результативным – по разным оценкам, от 350 до 500 миллионов тогда еще вполне благополучных долларов легло в карманы бизнесменов. Государству же (а точнее – его рядовым гражданам) эти внушительные цифры обошлись со знаком «минус» и еще долго икались выплатой задолженностей. Позже этот фокус с перекладыванием обязательств на государственные плечи будет лихо проворачивать тимошенковская корпорация ЕЭСУ.

Новое руководство страны через следователей Генпрокуратуры заинтересовалось авторами «схемы», которым пришлось срочно менять засвеченную «Республику» (в офисе которой странным образом возникший пожар уничтожил всю документацию) на новосозданное ЗАО “Интергаз”. Где главным уже стал Абдуллин, поскольку его «крестный сын» от греха подальше отправился в политику.

Но крепкая мужская дружба от такой разлуки слабее не стала. Наоборот – побратимы поехали укреплять ее за океан, в США. Где по случаю «погудели» аж на 100 000 «зеленых», что, в свою очередь, очень заинтересовало теперь уже американских следопытов. А занявшись изучением персоналий, умеющих так интересно жить, сотрудники ФБР заодно нащупали целый ряд неких фирм, зарегистрированных хотя и на американском континенте, но следы от которых, подобно языку, упорно вели в Киев.

При таких раскладах оставаться в бизнесе становилось небезопасно. Да и времена «дикого капитализма» уходили в прошлое, требуя скорейшей легализации. До сих пор неизвестно, стало ли обретение Абдуллиным в 97-м году корочки «Заслуженного журналиста Украины» первым пробным шагом на этом пути, или же, растревоженный вниманием американских следователей, он решил вернуться к истокам (хотя тут еще нелишним было бы для него обзавестись заодно и удостоверением «Заслуженного токаря»).

Но, так или иначе, одним удостоверением скромный герой нового времени не ограничился, решив пополнить коллекцию полезных «ксив» депутатским мандатом. И пока Игорь Бакай создавал НАК «Нафтогаз Украины», его вчерашний подельник уверенно «сделал» на парламентских выборах 1998 года по Бориспольскому округу №97 самого Степана Хмару! Победа эта стала возможной благодаря не то личному обаянию новичка, не то немалым финансовым возможностям – по информации СМИ, депутатское место в Верховной Раде уже тогда «весило» около $1 млн.

Но игра, как говорится, стоила свеч, т.к. буквально попятам за новоиспеченным народным избранникам гналась Генпрокуратура с уголовным делом №49-875 по статьям 148-4 и 172 УК (занятие запрещенными видами индивидуальной трудовой деятельности, служебный подлог).

В рамках этого дела в АБ “Укргазбанк”, с помощью которого решали свои вопросы «газовики-затейники», были изъяты весьма интересные документы, рассказывавшие об открытии счетов в иностранных банках и переправке денег за рубеж. Среди прочих фигурантов упоминался в них и Абдуллин. Но потом, при содействии Бакая, все тихо сошло на нет – дело заглохло, а документы вернулись в банк, где в скорости благополучно… погибли (ну как тут не вспомнить про пожар в офисе «Республики»?).

Понятное дело, что после трудов не совсем праведных хочется и душой как-то очиститься. Александр Рафкатович погрузился в меценатство, возглавив наблюдательный совет Благотворительного фонда социальной защиты населения. Опять же, как говорят люди сведущие, из фонда этого «уши» Бакая торчали весьма заметно. А вся «благотворительность» с хождением под телекамеры по детским домам скорее напоминала сбор средств под президентскую кампанию для нового бакаевского патрона Леонида Кучмы.

Понятно, что вернувшись под президентскую «крышу», хотелось чего-нибудь масштабного. И таким «ого-го» оказался политпроект «Демократический союз», где нашли себе теплые места старые друзья-приятели по газовым делишкам. Но воровать – не строить, и попытка создания мега-супер-пупер партии закончилась пшиком. После чего неутомимый Александр Абдуллин решил пополнить ряды объединенных эсдеков, где почетным папой значился хорошо знакомый ему Леонид Кравчук. Ну и параллельно имела продолжение дружба с «крестным сынишкой», переехавшим из «Нафтогаза» в ДУСю.

Бакай, которого можно упрекать в чем угодно, но уж точно не в неблагодарности, как мог подкреплял единство душ материальными составляющими. Например, почти трехгектаровым кусочком земли в Пуще-Водице, на котором осчастливленный за счет госказны депутат-меценат Абдуллин пока что построил уж точно не семейный детский дом и не захудалую часовенку для замаливания своих и чужих грехов.

Верности же новому знамени у заслуженного журналиста хватило в аккурат до победы «помаранчевой революции», когда он оперативно перекочевал из фракции СДПУ(о) в БЮТ. И действительно – питаться нужно регулярно, а от прежних друзей, частично ударившихся в эмиграцию, а частично залегших на дно, толку мало. Нужно было искать новые источники вдохновения.

В свою очередь и Тимошенко испытывала потребность в наличии среди ближайших сторонников достаточного количества бизнес-прослойки. Если с «настоящими буйными» в БЮТ всегда было в все порядке, то вот с обладателями толстых портмоне, профессионально умеющими «строить схемы» наблюдалась напряженка. Да и вообще, хорошего много не бывает, а уж сделать из плохого олигарха честного бизнесмена для красноречивой Юлии Владимировны – раз плюнуть.

В результате, уже 4 марта 2005 года вчераший кучмист и бакаевец Абдуллин уходит в БЮТ. Что просто ошарашило Степана Хмару, пообещавшего не садиться со своим старым недоброжелателем на одном политическом гектаре. В результате, принципиальный Хмара ушел и с гектара, и из политики. Чуть позже к нему присоединился и Левко Лукьянченко, на первых порах еще по наивности веривший в олигархическое «перевоспитание».

«Перебежчик» же за прошедшие с той поры три с половиной года изрядно заматерел: переместился с 74-го в 2006 –м на 49-е годом позже место в партийном списке и стабильно занимает пост заместителя руководителя парламентской фракции. Он, вопреки журналистскому прошлому, мало заметен публично, но зато именно его, а совсем не тезку Турчинова хорошо информированные источники именуют «серым кардиналом» БЮТ, с которым согласовывает все свои действия Тимошенко.

Кстати, именно авторству Абдуллину и его бизнес-партнеров по блоку приписывают озвученное Тимошенко категорическое неприятие новых перевыборов (потому как вложенные деньги еще не «отбились»), а также упорные попытки Кабмина овладеть Одесским припортовым заводом. Для чего Александру Рафкатовичу, напряженно трудящемуся в парламентском Комитете по вопросам свободы слова и информации, надо полагать, приходится работать буквально на износ.

А с другой стороны, по другому и не может тот, кто еще в развеселые 90-е назубок усвоил азы безбедного существования в этом неспокойном мире: «Руби бабло, пока свезло» и «Вовремя предать – не предать, а предвидеть».

И если вдруг завтра уныло повянут белые флаги с красным сердцем, вряд ли можно будет застать под ними этого принципиальнейшего из смертных. У него на тот момент будут планы поважнее – искать себе новое знамя. А может, как его «крестнику», и новую Родину заодно…

Алексей СТЕЦЕНКО, DailyUA

2 304 переглядів

БанкИск - Сообщество обманутых банками клиентов
Украина онлайн статистика Спротив. Часопис про свавілля влади та громадський спротив незаконним діям