Сергей Осьмухин. Крути педали, пока не дали
сентября 5, 2014
Пока Арбузов, Курченко и ряд их подельников вынуждены скрываться от украинского правосудия за пределами Украины, понемногу прощаясь с нажитыми сомнительным путем активами, некоторым «теневым кассирам» Семьи Януковича удается безнаказанно оставаться в Киеве и даже без стеснения заходить в высокие правоохранительные кабинеты. Однако любой безнаказанности рано или поздно приходит конец — и в дверь к одному из самых активных участников криминальных финансовых схем последнего десятка лет, владельцу «Финэксбанка» Сергею Осьмухину уже постучали…
На фоне российского вторжения в Украину многие будоражившие общество вещи сами собой отошли на второй план – в том числе и расследование пресловутых схем Семьи Януковича. Даже недавний факт ареста активов компании ВЕТЭК Сергея Курченко не вызвал у украинцев особого ажиотажа, хотя еще совсем недавно безнаказанность финансовых «бригадиров» Виктора Федоровича была среди главных претензий постмайданной Украины к новой власти. Тем не менее, как оказалось, следствие на месте не стоит, а в деле всплывают все новые компании и персонажи.
Как сообщила на днях пресс-служба МВД, следователи столичного главка «в рамках проведения расследования по факту фиктивного предпринимательства провели обыски в четырех отделениях публичного акционерного общества «Финэксбанк» в Киеве, во время которых были изъяты документы, доказывающие причастность финансового учреждения к незаконной деятельности частного предприятия».
Что такое «Финэксбанк»? Для людей знающих название этого финансового учреждения еще со времен второго премьерства Януковича прочно ассоциируется с «общаком» Виктора Федоровича и его команды. Первое публичное упоминание об этом банке в связи с махинациями и отмыванием денег датировано осенью 2007 года – и информацию об этом со ссылкой на данные ГПУ обнародовала влиятельная в те времена газета «Коммерсантъ Украина».
Упомянутый наряду с «Финэксом» «Укрбизнесбанк», если кто забыл – это та самая контора, председателем правления которой с 2003 по 2010 год значился некто Сергей Геннадьевич Арбузов. А принимал будущего вице-премьера на работу предшественник Арбузова на посту семейного банкира Януковичей – Павел Борулько. Тот самый Борулько, который вместе с беглым экс-нардепом Шепелевым проходит по делам о громких заказных убийствах прошлого десятилетия, отмывании денег и махинациях с рефинансированием банков.
Тем не менее, всплеск активности прокуратуры, пришедшийся на последние дни перевыборной кампании 2007 года, так и не вылился в реальное уголовное разбирательство. Еще бы – ведь, согласно публикациям в оппозиционной прессе тех времен, именно под крылом Генпрокурора Александра Медведько и работала теневая финансовая система. Возглавлял ее как раз упомянутый Павел Борулько, по счастливому стечению обстоятельств еще и оказавшийся мужем племянницы Генпрокурора, – в его обязанности входило «общее управление, координация и контроль денежных потоков, а также поддержание связей с «банковской крышей» из НБУ». Впрочем, скромному «Финэксбанку» в схеме тоже достался участок работы с высокой ответственностью.
«Непосредственно финансовыми вопросами и контролем за движением средств занимается владелец ОАО “Финэксбанк” Сергей Осьмухин. Поддерживая тесный контакт с Юрием Вандиным, Николаем Алиповым, заместителем прокурора г. Киева Вадимом Гораном и другими представителями силовых структур, он решает практические вопросы, обеспечивая бесперебойное и безопасное функционирование конвертационных центров, а также переправку валюты через границу в Россию, Латвию и другие страны ближнего и дальнего зарубежья», – писали СМИ в 2008 году.
Подтверждение слухов и публикаций в прессе пришло, откуда не ждали: в 2011 году СБУ вдруг занялась расследованием деятельности «королей конвертации» Борулько и Шепелева. Не то чтобы Семье Януковича вдруг стало стыдно за свою предыдущую деятельность – просто возглавлявший тогда Службу Валерий Хорошковский не упустил возможности перед уходом с поста подложить свинью укреплявшемуся во власти Арбузову и ударить по его окружению. Однако ордер на арест Борулько был выдан (Шепелева защищал депутатский мандат) – и от неприятностей его спасло бегство на территорию Беларуси. У соседей бывшего советника Януковича таки арестовали, однако выдавать Украине почему-то отказались – говорят, что тайком даже отпустили. Шепелев же с потерей мандата (полезный любой власти деятель дважды избирался по спискам БЮТ, а с приходом Януковича перешел во фракцию партии регионов) тоже подался в бега и в конце концов был арестован в Венгрии. В марте нынешнего года, после свержения клана Януковича-Арбузова, венгерские власти экстрадировали беглеца в Украину, однако даже в стране победившего Майдана у махинатора оказалось достаточно друзей. 6 июля 2014 года обвиняемый в убийствах и хищениях преспокойно удрал вместе с конвоиром из тюремного блока киевской больницы скорой помощи.
Всех этих злоключений соратников неприметному Осьмухину счастливо удалось избежать. И не только потому, что тесные дружеские отношения с сыном нового Генпрокурора Артемом Пшонкой позволяли ему не особо бояться преследований, но и потому, что Пшонка-младший уже вовсю встроился в новые, еще более продвинутые и наглые схемы семейного дерибана. Как говорят в правоохранительных кругах, Осьмухин даже значился среди обитателей того самого киевского офиса Саши-Стоматолога на Гончара 35, в котором 23 февраля активисты Майдана обнаружили центр отмывания денег и сбора дани Семьи. Кроме прочего, в найденных в офисе документах одну из ключевых позиций занимает еще один друг, земляк и партнер Осьмухина, известный теневой «конвертатор» Сергей Шахов. О многом в понимании статуса владельца «Финэкса» говорит и его близкая дружба с одиозным Николаем Чинчином, знаменитым фабрикацией уголовных дел против Майдана и тиражированием странных заявлений на посту главы следственного управления МВД.
Понятно, что с таким прикрытием правоохранителей можно было не бояться. Даже с падением режима Януковича владелец «Финэксбанка» чувствовал себя довольно уверенно, о чем говорят его многочисленные за последние месяцы визиты в кабинеты высокопоставленных сотрудников Генпрокуратуры. Однако обыски МВД в осьмухинском банке более чем прозрачно намекнули: весьма вероятно, что вскоре дружба и деловые связи с «принцем конвертации» для украинских бизнесменов могут стать не столько предметом гордости и способом обогащения, сколько отягчающими обстоятельствами. Или как минимум поводом для вызова на допрос.
Самому же Осьмухину, являющемуся ко всему прочему главой Киевской федерации велосипедного спорта, похоже, стоит вспомнить историю некогда всесильных Шепелева и Борулько, поинтересоваться у друзей, где сейчас скрываются Арбузов и Курченко, – и сосредоточиться на важном принципе велосипедистов: «Крути педали, пока не дали»… Впрочем, судя по обыскам в «Финэксбанке», не факт, что эти педали успеют раскрутиться.
Сергей Петровский, Национальное бюро расследований Украины