Максим Бланк. Неприкасаемый коррупционер. Расследование
июля 29, 2015
В нашей стране даже самый одиозный чиновник-коррупционер всегда может рассчитывать вместо суда и тюрьмы на возвращение в прежнее кресло…
Известие о назначении в начале июля 2015 года на должность и.о. генерального директора «Укрзалізниці» нового топ-менеджера — Александра Завгороднего, заставило многих, кто интересуется состоянием дел на железной дороге, облегченно вздохнуть. Это, как минимум, должно было означать, что состояние перманентного скандала, в котором госпредприятие пребывает с осени прошлого года, пока госпредприятием рулил и.о. гендиректора Максим Бланк, нормализуется хотя бы на некоторое время.
Открытый конкурс на должность главы ГП, объявленный в конце прошлого года, завершился грандиозным провалом, а новую попытку найти руководителя одного из ключевых госпредприятий страны министр инфраструктуры Андрей Пивоварский обещает не ранее конца августа. За последний год финансовое состояние УЗ из проблемного стало по-настоящему катастрофическим, и накануне запланированной Министерством инфраструктуры на осень реорганизации ГП необходимость менять руководство давно назрела. Впрочем, как часто бывает у нас в стране, изменения произошли только наполовину. Одную из главных проблем «УЗ», а именно наличие в ее руководстве такого «управленца», как Максим Бланк – в который раз снова предпочли не заметить. Одиозный чиновник вернулся на прежнюю должность первого заместителя гендиректора, на которой уже находился с апреля по сентябрь 2014 года. Но можно не сомневаться, что аппетиты Бланка, которые он исправно демонстрировал за время своей работы во главе «Укрзалізниці», никуда не делись, и это очень плохая новость как для самого предприятия, так и для бюджета государства. Видимо, кому-то Максим Бланк настолько нужен на верхушке железнодорожного монополиста, что сходить с рук ему будут скандалы любых масштабов.
«Богат, как Бланк»
После того, как 8 сентября 2014 года по подозрению в коррупции был отстранен (а в последствии и со скандалом уволен) глава «Укрзалізниці» Борис Остапюк, освободившееся место с приставкой и.о. занял его первый заместитель Максим Бланк. Пересев в новое кресло, Бланк сразу же попал в эпицентр нового скандала, в котором фигурировали не только крупные суммы наличными, но и наркотики.
16 октября 2014 года глава СБУ Валентин Наливайченко заявил, что в Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины («Укрзалiзниця») раскрыта «годами действовавший синдикат по отмыванию денег». Как сообщил Наливайченко, «во время обысков, проведенных только у одного из руководителей предприятия, в том числе в частных домах и гаражах, следователями задокументировано и изъято более 7 миллионов гривен и свыше 1 миллиона долларов наличными, а также оффшорная документация, которая свидетельствует о существовании действительно огромного преступного механизма».
«Руководителем», о котором рассказал глава СБУ, оказался Максим Бланк. Результаты обыска жилплощади Бланка действительно впечатлили. Слова одного из очевидцев и участников обыска тогда распостранил на своей странице в Фейсбук журналист телеканала «Интер» Роман Бочкала, после чего имя украинского чиновника Максима Бланка стало чуть ли не нарицательным. Античный афоризм «богат, как Крез» в украинских реалиях легко трансформировался в «богат, как Бланк». «Столько денег налом дома я еще не видел. Еще я первый раз увидел в каждой комнате телики 84 дюйма. Воистину – «Укрзалізниця» богатая контора. Я до сих пор в шоке. Устали пересчитывать бабло даже на машинке. Две огромные дорожные сумки на колесиках забитые банковскими упаковками, в купюрах по 100, 200, 500 гривен. В ванной более полляма «зелени» вытащили. И, похоже, что я видел карманные деньги. Остальное наверняка процентится в оффшорах. Хозяин жилья вообще не расстроился» — так описывал результаты обыска его участник.
Но кроме залежей банкнот в квартире новоназначенного чиновника нашлось кое-что еще, как говорится, «на любителя». Как сообщалось в протоколе обыска, Максим Бланк отдал сотрудникам спецслужб «три пакета из фольги с веществом растительного происхождения и характерным запахом», которое оказалось коноплей. Согласно заверениям самого Бланка, марихуану он держал дома для личного пользования, и, очевидно, ничего предосудительного в этом не видел. Подумаешь, ну любит глава одного из самых крупных госпредприятий страны потянуть косячек-другой перед занятием важными государственными делами. В «Укрзалізниці» дела действительно настолько плохи, что без косяка не разберешься!
А если серьезно, как бы не относились в мире к идее «легалайза», в Украине каннабис все еще считается наркотическим средством, а, значит, Бланк должен был ответить согласно законодательству, как минимум, за хранение, что подразумевает или административную, или уголовную ответственность в зависимости от объемов обнаруженных веществ.
Невероятно, но история с пачками денег и травкой закончилась для Бланка…совершенно ничем. Он и дальше продолжил руководить госпредприятием. Правда, на этом претензии к нему, как к топ-менеджеру, не закончились, а только начались.
От Ахметова до Еремеева
О состоятельности Максима Бланка в роли главы одного из крупнейших госпредприятий страны лучше всяких слов скажут сухие цифры статистики. В 2014 году чистый убыток «УЗ» составил 284 млн грн. Хотя финансовым планом предусматривалось, что администрация получит прибыль в размере 634,6 млн. грн. Но почему такой «стиль руководства» «Укрзалізницею» в конце-концов привел к техническому дефолту в мае 2015 года, пожалуй, стоит объяснить на вполне конкретных примерах.
В период, когда Максим Бланк с приставкой и.о. управлял «Укразалізницею» состоялся целый ряд крайне сомнительных тендеров по закупке топлива и материально технических средств для нужд железной дороги. Прямыми выгодополучателями от махинаций на тендерах стали компании, принадлежащие олигархам Игорю Еремееву и Ринату Ахметову.
К примеру, 29 декабря 2014 года компании Еремеева «Вог Аэро Джет» «Укрзалізниця» перечислила 42 млн.грн., 30 декабря 2014 – еще 25 млн.грн., 12 и 13 января 2015 года — 25 и 100 млн. грн. соответственно. При фактической рыночной цене 13 тыс. грн. за тонну, «Укрзалізниця» закупала топливо у компании Игоря Еремеева по значительно завышенным ценам — 19 тыс.грн. за тонну.
В феврале 2015 года «Укрзалізниця» перечислила «Вог Аэро Джет» сумму 182 миллиона гривен за топливо, и снова по завышенным ценам. В марте — уже 286 миллионов из расчета 23 900 грн. за тонну. И это при рыночной цене в 17-18 тысяч гривен! Причем, все эти платежи терпящее финансовое бедствие госпредприятие перечисляло сразу же, хотя закон вполне позволяет проводить такие платежи в течение 70 дней. Элементарные расчеты позволяют установить, что подозрительное завышение цены позволило «наварить» на закупках почти 72 миллиона гривен!
Еще один пример «выгодного сотрудничества» «Укрзалізниці» времен Максима Бланка с поставщиками материально-технических средств является тендерная история с ООО «Керченский стрелочный завод» (КСЗ), который принадлежит структурам Ахметова. В этом случае Бланк умудрился еще и подсобить деньгами украинского бюджета российской экономике, поскольку КСЗ с 11 декабря 2014 года получил новое место регистрации в российском Краснодаре. Хотя аналогичную продукцию производят и заводы в Украине, например, Днепропетровский стрелочный завод.
Интересно, что Керченский стрелочный завод передал право получать платежи от «Укрзалiзницi» еще одной компании Рината Ахметова – «Трансинвест Холдинг». Таким образом, с 2 по 11 февраля 2015 года на счета фирм «Метинвест Украина» и «Трансинвест Холдинг», принадлежащих Ахметову, «Укрзалізниця» отправила по трем платежам в общей сложности 170, 6 миллионов гривен. Далее, в рамках договора факторинга только в марте этого года «Трансинвест Холдинг» получил от «Укрзалізниці» 31 481 289 гривен. Которые были прописаны, как заказ у Керченского стрелочного завода на изготовление различных запчастей для железной дороги. Здесь возникает интересный вопрос: как и когда оплаченные «УЗ» запчасти попали на территорию Украины из оккупированного Крыма, учитывая практически полное отсутствие транспортного сообщения с полуостровом? Да и были ли эти поставки вообще? Есть большие опасения, что Максим Бланк на этот вопрос не найдет вразумительного ответа.
Зато все это время он продолжал жаловаться на тяжелое финансовое положение госпредприятия. «Весь январь мне просто не хватало денежных поступлений на зарплату и на закупку топлива и электроэнергии», — сообщил Бланк в своем интервью «Украинской Правде» 30 марта, проигнорировав при этом вопросы журналистов про особенности своего «сотрудничества» с компаниями Еремеева и Ахметова.
В истории работы Максима Бланка на руководящих должностях в «Укрзалізниці» хватает и других темных пятен: это и вскрытая программой журналистских расследований «Наші гроші» коррупционная схема со страхованием, и возникшие у журналистов вопросы по поводу деятельности фирмы-«прокладки» -«Украинского пассажирского логистического центра», которая занимается продажей железнодорожных билетов, и подозрительные кадровые инициативы, которые грозят украинскому государству многомиллионными убытками. Но эти пятна почему-то совершенно незаметны на властной верхушке. Там, судя по всему, Бланк числится «неприкасаемым».
В любой цивилизованной стране, после такого обилия коррупционных скандалов, любой чиновник уже был бы не только уволен, но и понес наказание по всей строгости закона. В Украине, с ее причудливым пониманием движения к европейским стандартам, у одиозного коррупционера всегда найдутся варианты не только избежать наказания, но даже остаться у кормушки. Неужели после всех обнародованных фактов касательно деяний Бланка, единственным наказанием для него может быть только «почетная ссылка» на прежнюю должность первого зама? И почему пафосные обещания найти на руководящие должности в госпредприятия новых стивов джобсов неизменно заканчиваются перетасовкой одних и тех же максимов бланков?
Виктория Полец, Национальное бюро расследований Украины