Злочевского удовлетворили Кистионом. Расследование
июня 10, 2017
Украинские власти отдались одному из столпов режима Януковича, но пока стесняются связи с ним…
История Николая Злочевского – яркий пример «мечты украинского чиновника». Фундаментом его бизнеса стали газовые месторождения, лицензии на разработку которых были выданы в тот период, когда, по «счастливой случаности», Злочевский возглавлял ведомства, курирующие их выдачу (Министерство охраны окружающей среды и Министерство экологии и природных ресурсов). После этого Злочевский несколько лет был заместителем одиозного секретаря СНБО Андрея Клюева, с которым они, по слухам, спелись и в энергетическом бизнесе (в компании «Укрнефтебурение»).
С крушением режима Партии регионов в 2014 г. казалось, что бизнесу Злочевского, который покинул страну вместе с другими столпами режима Януковича, пришел конец. Весной 2014 года Министерство внутренних дел во главе с Арсеном Аваковым открыло уголовное производство по факту незаконного завладения средств на сумму более чем 300 млн. гривен «организованной группой должностных лиц» Министерства экологии и природных ресурсов.
В материалах дела тогда засветился Злочевский, руководивший этим ведомством в 2010—2012 г., как фактически владелец компаний Burisma Holdings, Brociti Investments и Ribavest Ltd, которые входили в состав основателей структур, разрабатывающих газовые месторождения в Украине — «Пари», «Эско-Пивнич», «Первая украинская газонефтяная компания» и «Укрнефтебурение». Тогда же копать под Злочевского начало бюро по борьбе с мошенничеством в особо крупных размерах Министерства внутренних дел Великобритании, заподозрив его в отмывании 35 млн. долларов, которые с декабря 2013 по январь 2014 г. (в тот период Злочевский трудился заместителем Андрея Клюева в СНБО) поступили на счета Burisma Holdings и Brociti Investments от компании Cipriato Alliance Limited, после чего были частично переведены на счет Злочевского в швейцарском LGT Bank.
Британские следователи установили также, что Злочевский, будучи главой Минэкологии в 2010—2012 г., обеспечил предоставление подконтрольным ему компаниям «Пари», «Эско-Пивнич» и «Первая украинская газонефтяная компания» лицензий на разработку недр, и в дальнейшем получал прибыль от их деятельности.
В начале 2015 г. тогдашний глава ГПУ Виталий Ярема заявил об объявлении в розыск Злочевского и аресте на его счетах в Великобритании $23 млн. «Ему объявлено подозрение в совершении преступления по ст. 268 ч.2. Это статья, которая предусматривает ответственность за незаконное обогащение», — указал Ярема. После этого суды наложили арест на скважины компаний Злочевского и даже его личное имущество, включая любимый Rolls-Royse Phantom.
Казалось, что власти, задекларировавшие принцип «життя по-новому», своего не упустят, тем более, что история обогащения Злочевского со стороны выглядела неприкрытым олицетворением коррупции. Однако он сумел найти общий язык с властями. «Оттепель» началась осенью 2016-го, когда упомянутый Печерский райсуд Киева один за другим начал снимать наложенные им же аресты на активы предприятий группы Burisma. А в начале 2017 г Burisma официально заявила о закрытии всех процессуальных и судебных действий в Украине в отношении своего президента Николая Злочевского и операционных компаний.
«Данное решение – это результат взаимной многомесячной работы двух команд – Генеральной прокуратуры Украины и Burisma Group», — было отмечено в сообщении. «В данном производстве ГПУ сработала на возмещение в госбюджет наибольшей суммы за все годы независимости. Беспрецедентный штраф в 180 млн грн впервые уплачен в госбюджет! Живых денег, возвращенных государству», — так прокомментировала на своей странице в Facebook мировое соглашение со Злочевским Лариса Сарган, пресс-секретарь генпрокурора Юрия Луценко.
Впрочем, по слухам, расходы Злочевского по факту могли быть в несколько раз большими, что целиком удовлетворило «серых кардиналов» большой пропрезидентской политической силы.
Единственные органы, с которыми Злочевскому не удалось пока договориться полюбовно — НАБУ и САП. Но успехами они похвастаться не могут. Специализированная антикоррупционная прокуратура в этом году проиграла разбирательства в апелляционной инстанции компаниям экс-министра экологии Николая Зпочевского по делу о лишении их спецразрешений на добычу газа. Речь идет о ЗАО «Техноресурс», у которого есть разрешение на добычу природного газа на Владимирском месторождении (Сумская область) и ООО «Пари», владеющем лицензией на добычу природного газа на Шереметьевском месторождении (Черновицкая область).
Похоже, белая полоса так вдохновила Злочевского, что его душа потребовала зрелищ. 8 июня 2017 года стало известно, что украинская официальная делегация приняла участие в Международном форуме по энергетической безопасности будущего в Монте-Карло, соорганизатором которого выступила Burisma. Согласно пресс-релизу мероприятия, в украинскую делегацию вошел вице-премьер Владимир Кистион, председатель комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики, член БПП Нина Южанина и заместитель главы Минэнерго по вопросам европейской интеграции Наталья Бойко. Все они были запечатлены на фото с довольным Злочевским, появившимся на публике в красном пиджаке и неприлично большим перстнем на пальце, что делало его похожим на некий гибрид донецкого авторитета из 90-х с боссом сицилийской мафии.
После того, как эта история всплыла в СМИ, вызвав нешуточный скандал, Кистион и Южанина начали оправдываться, что, якобы, они просто не узнали Злочевского и вообще были не в курсе, что он является организатором форума. «Его участие не было заявлено. А во-вторых, я до сегодняшнего дня не знала, что это он… Этот человек сидел в ряду, я не могла идентифицировать международных экспертов, я их в лицо не знала их. Я в лицо не знала Злочевского до этого, не знаю и сегодня», — неумело врала 9 июня в кулуарах Верховной Рады перед СМИ Южанина. Впрочем, «мавр уже сделал свое дело» — по факту Злочевский получил официальное признание со стороны украинской власти. Дав, тем самым, положительный сигнал остальным VIP-беглецам из банды Януковича.
Владислав Боровников, Национальное бюро расследований Украины