О маленькой комедии и больших трагедиях
декабря 26, 2012
Как известно, одна смерть — это трагедия, а много смертей — это статистика. Хотя бывают случаи, когда множество смертей из статистики вычеркивается…
Лет пять назад врачи мрачно шутили: «Для того, чтобы попасть а статистику осложнений после прививки, нужно как минимум умереть». Увы, как показала трагическая история 16-летнего Антона Т. из Краматорска, умершего на следующий день после прививки индийской вакцины, даже смерти для этого может оказаться недостаточно.
Трагедия Антона Т., произошедшая весной 2008 года, всколыхнула всю страну и заставила многих, в том числе медиков, пересмотреть свое отношение и более вдумчиво относиться к профилактическим прививкам.
Летом 2008 года я был приглашен в редакцию «Комсомольской Правды», где за круглым столом собрались представители ВОЗ и ЮНИСЕФ, чиновники Минздрава, врачи, а также те, кого почему-то принято называть «антипрививочниками».
В ходе круглого стола большое впечатление произвела Раиса Моисеенко, которая на тот момент занимала должность начальника управления материнства и детства Минздрава. Раиса Александровна выгодно отличалась тем, что явно разбиралась в сути обсуждаемых вопросов и. в отличие от других официальных лиц, не говорила исключительно лозунгами.
Жизнь продолжалась, продолжались и прививки. Печальные случаи, когда дети после прививок теряли здоровье, иногда пополняли сводки официальной статистики. Большие трагедии, когда дети умирали вскоре после вакцинации, в статистику не попадали никогда. По мнению Минздрава, от прививок никто и никогда в Украине не умирал. Если смерть все-таки наступала, то виноваты в этом либо «случайное совпадение», либо родители, которые якобы сами убили своего ребенка.
Иногда по вине Минздрава срывались закупки и начинался дефицит вакцин. В такие периоды статистика трагедий, официальная и неофициальная, к счастью, замирала.
В 2012 году снабжение поликлиник вакцинами худо-бедно стабилизировалось, и в итоге было официально зафиксировано как минимум десять случаев, когда дети умирали вскоре после прививки. Разумеется, ни один этот случай не попал в официальную статистику поствакцинальных осложнений. Однако непредвзятому наблюдателю было очевидно, что «случайные совпадения» почему-то чаще всего происходят с вакцинами производства харьковской фирмы «Фармстандарт-Биолек».
В середине 2012 года до меня стали доходить жалобы врачей на то, что начальство вынуждает их покупать продукцию фирмы Amway, которая, как известно, распространяется по принципу сетевого маркетинга. Такие же сигналы поступали и из других областей.
В начале ноября, в преддверии очередного дележа министерских портфелей, появился ряд критических публикаций, касающихся вакцинации. Пресса запестрела заголовками:Дети умирают после прививки вакциной от сына Богатыревой. Дело в том, что одним из владельцев «Фармстандарт-Биолек» является Александр Богатырёв — родной сын министра здравоохранения. По давней украинской чиновничьей традиции, министр на всякий случай сразу легла на больничный.
В конце ноября случилось очень большая трагедия: сразу двое детей умерло в один день после введения им харьковской вакцины против гепатита В.
Скандал начал набирать обороты, и по итогам внеплановой проверки предприятия 12 декабря было изданораспоряжение о запрете применения всех вакцин, произведенных на «Фармстандарт-Биолек»: АКДС, АДС, АДС-м, АД-м, АС и вакцины против гепатита Б. При выявлении образцов данных препаратов их надлежало изъять из оборота и поместить в карантин.
Увы, распоряжение это не было выполнено. Это стало ясно после того, как 20 декабря 2012 года случилась еще одна большая трагедия: вакцина против гепатита Б харьковского производства, которая должна быть арестована и заперта под замок, была введена ребенку, который вскоре после этого скончался.
То, что случилось, не укладывается ни в какие рамки. Вакцина, которая признана некачественной и запрещена к использованию, не изъята, а продолжает вводиться детям. Извините, но это катастрофа. Это явное свидетельство полного паралича вертикали Минздрава и окончательного развала всей системы управления здравоохранением в стране.
Я ни на минуту не сомневаюсь, что связь между прививкой и смертью ребенка и в этот раз не будет признана. Но в данном случае я имею все основания спросить в полный голос: кто виновен в том, что запрещенная вакцина продолжала применяться и вводилась детям? Ведь у нас в стране имеется вертикаль «минздрав-облздравы-райздравы», внутри которой имеются вертикаль «минздрав-облСЭС-райСЭС-горСЭС» и вертикаль Госслужбы лекарственных средств с территориальными органами. Все они должны были не допустить такой ситуации, и все они не сработали. Почему так случилось?
В отсутствие министра главной «на хозяйстве» осталась её первый заместитель, та самая Раиса Моисеенко, которая когда-то произвела на меня впечатление грамотного специалиста, хорошо разбирающегося в теме прививок. Так, еще в 2006 году, в должности директора департамента организации и развития медицинской помощи населению, она стала одним из авторов очередного Национального календаря вакцинации. Её подпись стояла под Положением об организации прививок, под Инструкцией об организации надзора за побочным действием вакцин, под Порядком обеспечения условий их хранения, транспортировки и учета.
Несомненно, столь опытный и знающий человек, находясь во главе мощной государственной вертикали, вполне способен обеспечить её эффективную работу. Однако этого не случилось. Почему?
Возможно, потому, что была у Раисы Моисеенко и другая деятельность, и надо отметить, что занималась ею она весьма эффективно. Так, недавно стало широко известно, что в мае 2008 года, то есть как раз тогда, когда скончался краматорский юноша, она была удостоена «золотого» статуса за успехи в качестве независимого предпринимателя, продающего продукцию Amway в Украине.
Напомню, Раиса Моисеенко — госслужащий высокого ранга, а госслужащим у нас запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Вот такой вышел конфуз, вот такая маленькая комедия.
Вы спросите, какая связь между успехами госпожи Моисеенко в сетевом маркетинге и смертью ребенка 20 декабря?
Я оставлю за скобками этические вопросы. Например, связаны ли успехи заместителя министра в деле продажи бытовой химии с поборами среди рядовых врачей, которых вынуждают покупать товары определенной марки. Или, например, кто конкретно был оформлен как предприниматель — сама госпожа Моисеенко, или же её супруг. Неважно.
Я не сомневаюсь в другом. Когда госслужащие высокого ранга, несомненно опытные и знающие специалисты, вместо того, чтобы строить и укреплять государственную исполнительную вертикаль, строят и укрепляют собственную пирамиду сетевого маркетинга, — такие маленькие комедии неизбежно приводят к большим трагедиям.
Кто скажет, где и когда случится следующая?
P.S.Автор выражает свои соболезнования родителям детей, пострадавших от вакцинации. В который раз…
Сергій Дібров, “Инфопорн“, ОРД