Тендерный джокер Тимошенко
мая 21, 2009
Ситуация с законом о госзакупках в глазах Юлии Тимошенко, вероятнее всего, выглядит как известный картежный расклад. С одной стороны, на руках есть пусть не сильнейший, но в целом неплохой козырь, который стоило бы придержать и выгодно разыграть в конце партии. С другой – если его не сбросить прямо сейчас, велика вероятность, что к концу партии ситуация будет настолько плачевной, что не помогут даже пять тузов в рукаве.
Предположения, что Юлия Владимировна как “добрая царица” знать не знает, что происходит у нее в партии и во фракции, отнесем к разряду ненаучной фантастики. Попытка группы народных депутатов из числа Блока Юлии Тимошенко де-факто возродить Тендерную палату с ее колоссальной коррупционной машиной (детальнее читайте в серии материалов Openbiz “Тендерная мафия бессмертна”) осуществлялась, вероятнее всего, не “по благословению” премьера, но с ее ведома.
И уж точно не могла пройти мощная артподготовка накануне неудавшегося принятия законопроекта: одновременная публикация по “желтым” сайтам статей, якобы обличающих злоупотребления в Минэкономики касательно госзакупок, а также депутатский запрос от Андрея Шкиля аналогичного содержания. Тем более что на эту “волну” ряд авторитетных изданий оперативно отреагировали публикациями, в которых “слив чернухи” в сторону Минэкономики назвали плохо замаскированной попыткой протянуть в парламенте коррупционный законопроект.
К счастью, судьба распорядилась иначе. Рассмотрение законопроекта было перенесено на 14 мая, а к этой дате Верховной Раде, заблокированной Партией регионов, было уже не до госзакупок. А у Тимошенко, которая после заграничного конфуза главного милиционера и пытается сохранить зашатавшуюся коалицию, которая непременно рухнет в случае отставки Луценко и демарша его “Народной самообороны”, появилось время подумать на досуге о своем “тендерном козыре”. Тем более что думать есть о чем.
Тендерная палата только за год своего существования – с 2006 по 2007 – по “усредненной информации”, “освоила” из госбюджета не менее 8 млрд гривен. К этому нужно прибавить “откупные” от коммерческих структур и официальные поборы – напомним, что только за “тендерную документацию” на 26 страницах требовалось выложить от 3 до 12 тыс грн. Сумма, как видим, выходит немаленькая. Тем более что кризис может подкосить какие угодно отрасли экономики, а вот в госбюджете деньги будут всегда, и потрачены они должны быть до копеечки – следует лишь в нужный момент направить их в “правильное” русло.
И раз уж существует такой ларец Пандоры, ключик к нему выгодно держать у себя в партии. Тем более что приближаются президентские выборы, на которых Юлия Владимировна готовится дать свой последний и решительный бой. А теневые бюджеты кандидатов, как известно, безграничны, в отличие от финансовых возможностей однопартийцев, а значит, любые дополнительные вливания будут не лишними.
Судя по всему, именно такой логикой обосновывается присутствие в рядах БЮТ двух общепризнанных отцов-основателей Тендерной палаты: Сергея Осыки и Антона Яценко. Оба они входят в состав Парламентского комитета по вопросам экономической политики. При этом Осыка занимает должность первого заместителя главы комитета, а Яценко – главы подкомитета по вопросам регулирования рынка государственных закупок, государственного заказа, конкурсов и деятельности государственных предприятий. Где именно должны на самом деле находиться вышеуказанные господа по мнению бизнесменов, столкнувшихся в своей работе с Тендерной палатой, уточнять не будем. Однако ситуация донельзя напоминает анекдот, в котором запойный алкоголик просится поруководить ликеро-водочным заводом.
Юлия Владимировна не могла не понимать, что такая “тендерная двустволка” на партийной стене рано или поздно выстрелит. Тем более что, по всей видимости, ее туда с этой целью и повесили.
Впрочем, партийный пасьянс выглядит несколько сложнее. Начать с того, что Комитет экономполитики – в котором был подготовлен коррупционный законопроект о госзакупках – возглавляет не “бютовец”, а коммунист Александр Ткаченко. В прошлом – почетный президент Тендерной палаты Украины. Для того чтобы снять все сомнения в его “незаангажированности”, стоит вспомнить инцидент с нападением Ткаченко на журналиста Вадима Гладчука, который сфотографировал президента тендерной палаты в момент встречи с Антоном Яценко. Рьяное исполнение почетных президентских обязанностей стоило Гладчуку разбитого фотоаппарата, мобильного и нескольких синяков.
Как видим, успешный опыт “совместной работы” Ткаченко, Осыка и Яценко ценят намного выше, чем межфракционные разногласия, и локальная коалиция “КПУ – БЮТ” в комитете работает без сучка и задоринки. Тем более что в комитете работает еще один “бютовец” – Олег Лукашук, по чистой случайности – бывший член наблюдательного совета Тендерной палаты Украины.
Собравшись старым и проверенным составом, народные избранники решили поиграть то ли в “12 друзей Оушена”, то ли в “Ва-банк 2”. Правда, придумывать новый сценарий оказалось недосуг, а поэтому решили делать самым топорным образом – возродить давно раскрытые коррупционные схемы: комиссия с очень широкими полномочиями и без каких-либо механизмов сдерживания, обжалование торгов для их блокировки с целью получения взятки итд.
Некоторую путаницу в общую картину вносит тот факт, что глава Министерства экономики Богдан Данилишин, против которого была развернута локальная информационная война, также состоит в рядах БЮТ. И тут стоит обратить внимание на то, чем на сегодняшний день является блок имени премьера.
В нашей политике, при почти полной отсутствии у партий идеологической составляющей, существует такое устойчивое образование как “партия власти”. В разное время эта структура может иметь разные лица – будь то СДПУ(о), ЗаЕДУ, или НСНУ. Однако на практике ее внутренняя структура – да и личный состав – меняется слабо. Это – сложный конгломерат людей, для которых близость ко властным структурам – инструмент для перекачивания денег в собственный бизнес, государственных денег или денег из чужого бизнеса – в собственный карман.
Вполне резонно, что такое хитросплетение в значительной мере построено на внутренних противоречиях и конфликтах интересов. Более того, руководство партии власти заинтересованно в том, чтобы эти конфликты поддерживать. С одной стороны, внутренние противоречия следует держать в узде, чтобы не выносить “сор из избы”, с другой стороны – нельзя дать им погаснуть, поскольку тогда враждующим сторонам не понадобится арбитр, роль которого, разумеется, играет глава партии.
БЮТ сегодня переживает медленную, но уверенную эволюцию к становлению “партией власти”. Жирную точку в этом процессе могут поставить грядущие президентские выборы. И в этом конгломерате господа Яценко и Осыка входят в так называемую “группу Турчинова”, от которой министр Данилишин весьма далек.
Поскольку заинтересованности в отмывании денег на госзакупках у министра экономики не было, к тому же, ему, в отличие от членов “тендерной комиссии”, пришлось бы отвечать за новые дыры экономике, и так изрядно пострадавшей от кризиса, подконтрольное Данилишину министерство разработало довольно прогрессивный законопроект о госказупках, который даже получил высокую оценку от Всемирного банка.
И перед членами комитета возникла необходимость доказать, чем же их собственный законопроект – кстати, весьма негативно оцененный Всемирным банком – лучше министерского. И тут депутаты вспомнили старый метод карманников, которым грозит разоблачение – погромче крикнуть: “Держи вора!”.
Впрочем, негативные отзывы “комитетский” проект получил не только от Всемирного банка. Так, с резкой критикой документа выступил совет предпринимателей. “Ко второму чтению содержание законопроекта достаточно сильно изменилось, – говорит глава Совета предпринимателей при Кабинете министров Украины Оксана Продан. – Главное изменение в том, что создается орган, комиссия, которая будет иметь право влиять на результаты конкурса, иметь право останавливать результаты торгов и таким образом задерживать процессы, влиять на них… Мы хотим знать, что такая редакция законопроекта не приведет к новой тендерной палате или, назовем ее так, тендерной комиссии”.
А глава Госкомпредпринимательства Александра Кужель даже призвала бойкотировать политические силы, лоббирующие законопроект. “Есть мировой опыт, есть закон о закупках, который используется в европейских странах. Нужно брать их один к одному и спокойно внедрять. Потому что они уже много лет борются с коррупцией в своем демократическом обществе, и они уже прошли все это, а мы хотим заново создать велосипед. Поэтому я считаю, что нужно создать серьезный общественный контроль за принятием этого закона и практически объявить бойкот всем политическим силам, которые будут его поддерживать”, – отметила госпожа Кужель.
Сложнее понять, почему для слива якобы компромата – который при первой же проверке оказался удачно подтасованными фактами – был избран “бютовец” Андрей Шкиль. Бывший правдоборец и заслуженный антикучмист никогда не был замечен в непосредственной близости к бизнес-процессах, и представление об украинской экономике имеет довольно туманное и, что главное, теоретическое. Само предположение, что Шкиль вдруг решил заинтересоваться государственными закупками, да еще и “с ходу” выявить в системе масштабные злоупотребления вызывает, мягко говоря, недоумение.
К счастью для бывшего революционера, “борцы тендерного фронта” решили не форсировать процесс, и Шкиль отозвал свой запрос. Однако депутату следовало бы щепетильнее выбирать “заказы”, поскольку столь явная смена амплуа грозит ему потерей своего и так не особо сильного положения в украинском политикуме. “Революционная романтика” сегодня не в цене, тем более что путь назад на баррикады для Шкиля закрыт – бывшие соратники из УНСО не скупятся на выражения в адрес своего бывшего лидера.
Впрочем, по утверждению многих политологов, Шкиль – фигура далеко не самостоятельная, и вряд ли решился бы на сколько-нибудь смелый шаг, не проинформировав об этом Тимошенко.
Премьер-министр окажется перед действительно нелегким выбором. Рано или поздно “регионы” пойдут на уступки, и Рада будет разблокирована. Судьба правительства и коалиции – более туманна. Логично предположить, что рассмотрение закона о госзакупках будет отложено на долгий срок – ведь одно дело оправдываться из-за похождений министра-“самооборонца”, а совсем другое – объяснить перетягивание тендерного одеяла своими же сопартийцами, пусть даже им удастся “найти общи язык” с такими непокорными “регионалами”. В парламенте всегда найдется, кому поднять шум, который Юлии Владимировне накануне выборов не нужен.
Да и слишком активное откладывание закона “в долгий ящик” – также не на руку Тимошенко. Глава парламентского Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Александр Гриценко так высказался по этому поводу: “К сожалению, все политические силы приложили руку к созданию той коррумпированной сисетмы госзакупок, которая вымыла миллиарды гривен из нашего бюджета. Именно поэтому затягивается принятие нового закона”.
Но главной интригой остается: решится ли Тимошенко сбросить с рук выгодный, но проблемный козырь, или же спрячет подальше в рукав – до лучших времен.