Гибридная летчица #Савченко
января 26, 2017
Бывший военный летчик Надежда Савченко сорвалась в пике как политик – ее популярность и доверие к ней резко падает. Но она не собирается менять линию поведения, более того – делает все более резкие заявления.
Борьба за освобождение Надежды Савченко почти два года объединяла украинское общество и мировую общественность. Еще бы – в российской тюрьме оказалась офицер Вооруженных Сил Украины, которая с оружием в руках противостояла сепаратистам. Альтернативные и неблагозвучные версии пленения Савченко, периодически появлявшиеся в прессе, сами собой отходили на второй план, как и рассуждения о причинах, по которым штурман вертолета оказалась в составе добровольческого батальона «Айдар».
Сегодня становится все более очевидным, что в случае с Савченко Кремль умело разыграл гамбит, пожертвовав своими позициями. Россия даже способствовала своими действиями кампании #FreeSavchenko, успешно выменяв за нее двух своих грушников. Игра в поддавки была вполне оправдана: Савченко вернулась в Украину из российской тюрьмы не только обладательницей депутатского мандата и статуса члена ПАСЕ, звания Герой Украины, но и признанным лидером общественного доверия, едва ли не единственным на тот момент политиком в Украине, позитивных оценок работы которого было больше, чем негативных. Кремль не полагается только на своих проверенных агентов влияния, но и не против заполучить новых.
Бывшая пленная не стала проходить курс психологической реабилитации, а ринулась наверстывать упущенное. Уже летом 2016-го Надежда Савченко сделала ряд заявлений, серьезно уменьшивших доверие к ней: она призывала «понять Донбасс», утверждала, что против украинских солдат воюют такие же обычные люди, и отказывалась видеть в лидерах сепаратистов Плотницком и Захарченко террористов. Ее публичная позиция словно в специально подготовленный футляр укладывалась в ранее обнародованные российские взгляды на конфликт на Донбассе, с тем только отличием, что их транслировала признанная миллионами украинцев моральным авторитетом народная героиня.
Эта спешка, стоившая Савченко популярности и во многом – перспективной политической карьеры, позволяет предположить, что стоящие за ней кукловоды торопятся. Сомневаюсь, что она подписывала обязательства о сотрудничестве с российскими спецслужбами, куда вероятнее, ее тюремщики создали атмосферу, в которой мессианские комплексы Надежды серьезно развились. После этого оставалось окружить ее «правильными советниками» и обеспечивать повестку дня. Собственно, этим и занимается Савченко, подыгрывая России максимально.
Надежда Савченко ухитрилась не просто приложить руку к гуманизации сепаратистов, но и лично встретиться с их лидерами Плотницким и Захарченко в Минске в начале декабря 2016 года. В этом нет ничего странного: Кремль стремится создать фейковую трехстороннюю контактную группу (Савченко (Украина) – представители сепаратистов – представители России), которая должна заменить в информационном пространстве Трехстороннюю контактную группу, в состав которой входят представители Украины, России и ОБСЕ. Ради повышения ее «авторитета» боевики отпустили двух женщин-заложниц. Со своей стороны Савченко без согласия спецслужб обнародовала списки пленных и задержанных, чем вряд ли упростила процесс их обмена.
Чаша терпения украинских политиков была переполнена, и Савченко начали лишать постов: ее вывели из состава делегации в ПАСЕ, исключили из фракции «Батькивщина», а комитет по вопросам безопасности и обороны Верховной Рады решил исключить ее из своих рядов. На это некогда самый популярный политик отвечает резкими заявлениями и объявлением о создании движения «РУНА», в идеологии которого просматриваются давнишние инициативы Виктора Медведчука. Лишение звания Герой Украины и статуса парламентария сегодня вряд ли возможно.
История стремительного взлета и продолжающегося падения популярности Надежды Савченко – прекрасная иллюстрация правил гибридной войны, в которой мало однозначных ценностей, а моральный авторитет может оказаться вражеским агентом влияния. Ее необходимо внимательно изучать в Европейском Союзе, многие страны которого становятся объектом влияния со стороны Кремля. И пусть там нет своих Савченко, но методы будут применяться похожие – Россия любит повторяться, если считает свои действия успешными.
Евгений Магда, sprotiv.org