“Раиса 20 % “. Или как Богатырева зарабатывает себе на будуары и Луи Виттоны. Часть вторая
мая 19, 2012
В предыдущей статье мы писали, как Раиса Васильевна Богатырева с размахом великосветской дамы обустроила себе личный будуар на втором этаже помещения Минздрава. Теперь мы расскажем о том, как новый министр добывает средства для оплаты такого затратного стиля жизни.
Контроль над тендерами – один из самых быстрых и сравнительно малозатратных способов получить кэш для украинского коррупционера. Неудивительно, что медицинские тендеры, через которые в 2012 должно быть освоено 2 млрд. грн. стали заботой №1 Раисы Богатыревой с приходом ее на пост вице-премьера – министра здравоохранения. Серьезность намерений нового руководства стала очевидной, когда ответственным за тендерные закупки-2012 стал министерский сын Александр Богатырев. Не имея официального статуса в министерстве, он стал главным переговорщиком с участниками рынка по определению будущих победителей и доли, положенной при этом тендероустроителям. И здесь даже видавшие виды участники рынка пришли в замешательство от первоначальных аппетитов руководителей Минздрава. Это при том, что большинство имеющих отношение к тендерам – далеко не чужие режиму бизнес-группы. А некоторые персоны как Юрий Иванющенко или семья Фисталей – так вообще очень даже близкие.
Оказалось, что не все были готовы к новым правилам игры, и переговоры по тендерам весьма затянулись. В результате первый тендер по закупке лекарств за госсредства прошел лишь 12 апреля. Как в 2011 была поставлена под угрозу срыва своевременная закупка жизненноважных лекарств. И — без всяких тебе последствий. Напомним, предыдущий министр Александр Онищенко подвергся жесткой критике, и, в конце концов, был уволен за то, что начал тендерные процедуры 11 апреля и в результате не уложился с планом закупок в срок. Расчистив территорию семья Богатыревых успела провести новый тендер, на котором, о, чудо!, победила компания «Фармстандарт-Биолек», принадлежащая Александру. Пока речь идет об 11 миллионах гривен, на которые закупят вакцины.
По результатам тендерных переговоров у Богатыревых, как и у предыдущего министра, явных фаворитов не оказалось. Однако они все же позаботилась о том, чтобы семейное фармпредприятие, производящее вакцину, не осталось без внимания государственных денег. Ведомство Раисы Богатыревой инициирует увеличение расходов на вакцинацию на 130 млн. грн. Вообще 20 % дополнительной «мзды» к и так существовавшим откатам персонально для Богатыревой становится обязательным элементом системы «решалова» в Минздраве.
Соответствующее намерение было обозначено заявлением МОЗа в середине апреля. Между прочим, несколько лет назад Раиса Богатырева, находясь на посту Секретаря СНБОУ, была ярым противником обязательной вакцинации в исполнении министерства здравоохранения Кабмина Тимошенко. Тогда она утверждала, что правительство должно взять на себя ответственность за смерть привитого от кори ребенка в мае 2008 года в Краматорске. Будучи уже на посту министра здравоохранения, у Раисы Васильевны иной подход к вине. «А кто защитит врача, который позволил вакцинацию, и медсестру, которая провела прививки в соответствии с инструкциями, но осложнения все-таки произошли?», — вопрошает сегодня министр, сетуя на отсутствие каких-то специальных нормы о защите медиков в процедуре вакцинанции. Это не смотря на то, что за последние полгода в Украине произошло несколько детских смертей, которых связывают с вакцинацией.
Станут ли украинцы здоровее от этих дополнительных трат на вакцины — истина далеко не бесспорная. А вот то, что от увеличения закупок вакцин станет богаче бизнес-предприятие клана Богатыревых, производящее вакцину, практически не вызывает сомнений. Речь идет о харьковской компании «Биолек», производителе отечественных вакцин. До 2010 года компания контролировалась сыном Богатыревой Александром. Этот завод известен тем, что среди его линейки был печально известный препарат трамадол. И если позиция чиновницы по вакцинам не идет в разрез с мнением подавляющего части украинского общества, то в случае с трамадолом – все наоборот. В 2008 году, когда препарат признали наркотиком и запретили продавать, Богатырева принялась рьяно его защищать. По ее мнению, трамадол – это никакой не наркотик, а превосходное обезболивающее. И в какую только позу не станешь для процветания родного предприятия! И хотя с 2010 году у компании появился новый собственник, российский «Фармстандарт», Богатыревы остались в нем в качестве миноритариев. Соотвественно, и далее кровно заинтересованы в безоблачном в финансовом плане будущем предприятия. Не случайно, ему везет с государственными тендерами последние несколько лет. В прошлом году «Фармстандарт-Биолек»» стал одним из основных поставщиков вакцин в рамках государственного заказа.
Еще одной знаменитой коррупционной «кормушкой», которую Богатыревы позаботились взять под контроль, стало предприятие «Государственный фармцентр МОЗ». Оно обеспечивает регистрацию и сертификацию всех медицинских препаратов на рынке. То есть, решает, допускать тот или иной препарат на рынок или нет. Предыдущий руководитель предприятия Василий Блихар без возражений уступил рабочее место креатуре руководства Михаилу Нестерчуку после визита к нему правоохранительных органов.
Наконец, не одними, как говорится медицинскими деньгами сыт будешь. Совмещая должности министра и вице-премьера по гуманитарным вопросам, Раиса Богатырева активно занимается переключением на себя тендеры министерства образования и министерства культуры. Культуру министр собирается передать «на кормление» своей помощнице по бытовым вопросам красоты, гламура и гастрономии Людмиле Харив. Что касается образования, то вряд ли такой жирный кусок ей удастся вырвать из цепких объятий непотопляемого Дмитрия Табачника. Но о былой дружбе между двумя чиновниками после затеянного Богатыревой перетягивания тендерного одеяла, скорее всего, придется забыть. Ведь не зря говорят: «дружба дружбой, а табачок врозь».