Суровые годы приходят. Расследование
мая 18, 2019
«А вы шо – против свободного рынка?», — спросил когда-то Коломойский журналистов «1+1», вздумавших протестовать против темников, и этой великолепной фразой окончательно подавил бунт на своем телевизионном корабле.
И вот наступило время, когда сам Игорь Валерьевич стал против свободного рынка. Не вообще, конечно. А против рынка электроэнергии. Напомним, что согласно принятому в 2017 году закону «О рынке электроэнергии», с 1 июля этот самый рынок в Украине должен быть запущен. Проведения этой реформы давно и раздражённо ждет Запад.
В конце апреля представительство ЕС в Украине, Европейское энергосообщество, ЕБРР, ЕИБ и USAID направили письмо Гройсману, ключевым министрам, НКРЭКУ и профильному комитету Рады. В котором дали понять, что в курсе того, как в Украине тормозят выполнение собственных же обязательств, и призвали обеспечить их выполнение.
От своевременного запуска рынка зависит, получит ли Украина макрофинансовую помощь в размере 500 млн евро от ЕС в 2019 году, а кроме того, срыв запуска окончательно похоронит перспективы сотрудничества с МВФ и Мировым банком.
Так вот, у Игоря Валерьевича этот рынок видали в гробу у белых тапках, о чем вчера доходчиво так сообщил человек с очень смешным званием «эксперт Зе-команды» — Андрей Герус. Который, вопреки нашим вчерашним предположениям о том, что до назначения в вертикаль он постарается Запад не изумлять, все же этим занялся. Работа есть работа.
Герус сообщил, что зулусы еще не готовы к рынку. Деньги вводить рано, можно обойтись бусами. Когда-нибудь потом, через год-два – может быть. Интересно, что с практически с дословными тезисами Геруса выступила грантовая организация BRDO. Подозреваем в этой синергии увлекательную подоплеку и планируем ее выяснить (кто в курсе мотивов BRDO – пишите нам).
Свободный рынок электроэнергии не нужен Коломойскому и Зе-команде (кстати, долго ли еще этот звучащий как завуалированное в ругательство неологизм будет в употреблении?) по экономическим и политическим причинам. Тут все очень просто. После запуска рынка возможен скачок цены на электроэнергию. На сколько – никто не знает. Для промышленных потребителей – до 30%. А у Коломойского энергонеэффективный ферросплавный холдинг с еще советским оборудованием, где в себестоимости продукции цена электроэнергии доходит до 50%. Для него и рост в 5% — обидно и больно.
Второй аспект – политический. СМИ Коломойского при «режиме барыг» дружно устраивали пятиминутки ненависти к тарифам. А тут выясняется, что при Владимире «Зеленое солнышко» они, вопреки чаяниям, могут вырасти. Причём еще до того, как он успеет завести в Раду свою и Игоря Валерьевича партию. И это не менее обидно и больно.
И поэтому разгоняется волна о том, что никто и ничто не забыт не готовы. А рынок у нас будет неправильный, потому что много монополистов, и Ахметов всех переиграл (в любой непонятной ситуации обвиняй Ахметова). Импорт электроэнергии технически невозможен, цены взлетят на 250%, Энергоатом умрет (депутат Войцицкая), блэкаут, гипс снимают, клиент уезжает. Мы все, все погибнем! Такой примерно посыл.
И вот вчера в Раде состоялось совещание с участием ключевых игроков рынка и регулятора. На котором ДТЭК предложила в качестве антимонопольных мер и предохранителя скачка цен открыть импорт электроэнергии из РФ. Как это происходит, например, на рынках топлива, нефтепродуктов, угля и других. НКРЭКУ, в свою очередь, предложила граничные цены для населения – не больше, чем на 10%, от нынешних.
Тут отдельный привет добрым грантоедам из BRDO, которые сегодня так обеспокоены судьбой населения, а еще в феврале в качестве первоочередного шага рекомендовали поднять цену бытовым потребителям на 20-30% — «чтобы не столкнуться с кризисом платежей и быть готовыми к открытию рынка».
И самое интересное, выяснилось (а точнее, еще раз подтвердилось), что «Энергоатом» умирать не собирается, а совсем наоборот – Недашковский не против рынка, а за. Более того, компания готова компенсировать разницу для населения. Даже при субсидировании бытовых потребителей рынок для нее выгоден.
Против же выступили ряд представителей облэнерго, упирающих на то, что у них не готовы системы учета. Однако главным оппонентом рынка (тут небольшой оксюморон) стал недавно избранный глава Совета оптового рынка электроэнергии Александр Сагура. Многолетний менеджер партнеров Коломойского Суркисов, который сейчас возглавляет наблюдательный совет ПАО «Прикарпаттяоблэнерго», ранее входил в Набсовет Запорожьеоблэнерго, а еще раньше возглавлял Набсовет Тернопольоблэнерго. Похоже, саботировать запуск рынка Коломойский собирается через публичные заявления Зе-команды и сопротивление Совета оптового рынка и облэнерго.
И следим за руками. Одной рукой Коломойский отодвигает рынок, а второй собирается отменить “Роттердам+” через законопроект Войцицкой №8626.
То есть, мы не готовы ни к рынку, ни переходной модели, которой является введение импортного паритета цены на уголь – индекс API2 («Роттердам+»).
Кстати, недавно в открытом доступе было опубликовано исследование Института экономики и прогнозирования НАН Украины. Именно это учреждение проводило экспертизу формулы «Роттердам» для НАБУ и НКРЭКУ. Несколько коротких цитат. «Почти весь европейский угольный бизнес осуществляется с прямой или косвенной ссылкой на API2. Такой показатель наиболее ликвидный, поскольку включает в себя большое количество ценовых предложений, предоставляемых как покупателями, так и продавцами ресурса. Выбор другой торговой площадки и ценового индекса был бы нецелесообразным, учитывая высокие политические риски прерывания поставок угля (характерные для РФ) или недостаточную емкость и ликвидность рынков (в частности, Польши).
И по поводу доставки. «Цены на энергетический уголь на внутренних рынках стран, которые импортируют уголь, формируются по формуле: полные затраты на закупку и транспортировку импортного угля, прибыль». И отдельный привет Герусу с его счетчиком от НАНУ – «…проведенный анализ прибыльности по показателю EBITDA margin за период 2012 — 2017 гг. даёт основания утверждать об отсутствии” монопольной ренты “в ГК ТЭС».
Итак, пока предлагаемая модель от Зе-команды и Коломойского: нет рынку, нет импортному паритету, и да – ручному регулированию. Загоним под лавку генерации, – государственные и частные, – самым низким тарифом, и действительно устроим блэкаут. Не сразу, конечно, а после парламентских выборов. Ну, и превратимся, наконец, в зависимого импортера электроэнергии.
И в заключение – занимательная статистика. Согласно оценкам Украинского института будущего, ежегодная потеря от незапуска реформы рынка электроэнергии составляет около $3,66 млрд капитальных инвестиций, $7,4 млрд ВВП, $1,16 млрд доходов государственного бюджета.
Кто-то теряет, кто-то находит. Да, Игорь Валерьевич?
Н К Р Е К П НАБУ Енергоатом USAID Ukraine — USAID Україна Асоціація споживачів енергетики та комунальних послуг Victoria Voytsitska 1+1
Національне бюро розслідувань України