Сберечь украденное. Готова ли Россия воевать за «вышки Бойко»?
февраля 2, 2017
Происшествие с транспортным самолетом Ан-26, который был обстрелян россиянами в нашей же экономической зоне, стало очередным недружественным актом в тяжбе, которая тянется с момента аннексии Крыма.
Вкратце напомним предысторию событий. В 2011—2012 гг. компания «Черноморнефтегаз» для освоения Одесского и Безымянного газоконденсатных месторождений на деньги от кредита «Нафтогаза» купила за бешеные деньги ($800 млн) две самоподъемные плавучие буровые установки — «Петро Годованець» и «Україна».
Почти сразу развернулся коррупционный скандал, который, впрочем, закончился ничем. Эти вышки получили ироническое название «вышки Бойко» и стали одним из символов коррупции времен Януковича.
После незаконной аннексии Крыма россияне захватили эти вышки, высадив на них штурмовые отряды десантников из состава 104-го десантно-штурмового полка 76-й парашютно-десантной дивизии. Украина подала иск в международный суд, однако пока дело находится на рассмотрении, россияне продолжает разработку весьма перспективного месторождения.
Собственно, Одесское и Безымянное газовые месторождения были открыты в 1988 г. Работы по освоению Одесского были начаты в 2006 г., однако из-за отсутствия средств работы были приостановлены. В итоге до 2011 г. тут проводились лишь геологоразведочные работы по уточнению запасов. Благодаря открытию нового продуктивного горизонта на Одесском месторождении суммарные извлекаемые запасы двух месторождений были увеличены до объема более 22 млрд кубометров природного газа.
Находящиеся в украинских территориальных водах вышки являются предметом постоянных провокаций с российской стороны, которая настаивает на их суверенитете. Уже несколько раз за три года тут происходили столкновения, которые до последнего времени заканчивались относительно мирно.
Так, 15 декабря 2015 г. российский сторожевой корабль «Аметист» так называемого «Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым» агрессивными маневрами оттеснил катер нашей погранслужбы, который проводил фото- и видеосъемку де юре наших же вышек.
В конце 2016 г. россияне усилили военное присутствие на вышках, перебросив дополнительные силы спецназа, усиленные тяжелым пехотным вооружением, в том числе и ПЗРК.
Связано это с тем, что 22 декабря был сформирован специальный трибунал, который в начале 2017 г. начал рассмотрение иска Украины к РФ, где наша страна требует прекратить нарушение своих прав, включая права на природные ресурсы континентального шельфа, в том числе на шельфе, прилегающем к аннексированному Крыму, а также компенсировать нанесенный ущерб.
В итоге первый же подход украинского судна привел к перестрелке (по версии российской стороны) или обстрелу со стороны вышки (что является более вероятным вариантом). Речь идет об инциденте 26 января, когда российскими снайперами было обстреляно водолазное судно «Почаев» Военно-морских сил Украины. Украинское военное ведомство предоставило фотографии повреждений судна.
И вот 1 февраля новый инцидент. Теперь с самолетом морской авиации, который регулярно выполняет облет вышек с фото- и видеофиксацией, для чего экипаж снижается на малые высоты и о чем россияне прекрасно знали. И на очередном заходе российские спецназовцы с борта одной из буровых платформ обстреляли из снайперских винтовок совершенно безоружный самолет.
На фоне предоставленных фотодоказательств совершенно абсурдным выглядит сообщение штаба российского Черноморского флота, которое стоит того, чтобы привести его полностью: «Утром 1 февраля в период с 11:30 до 12:00 по московскому времени украинский самолет ВСУ Ан-26, бортовой номер 53, совершил два явных провокационных захода на предельно низкой высоте на российские буровые вышки „Таврида“ и „Крым-1“ [так переименованы наши платформы.- Прим. М.Ж.] в Черном море.
Во время второго захода украинского Ан-26 для предотвращения возможной авиакатастрофы из-за столкновения с мачтой вышки сотрудник подразделения охраны буровой платформы подал четыре световых сигнала из сигнального пистолета. Каждому, кто хоть раз в руках держал сигнальный пистолет или новогодние фейерверки, без слов понятно, что никакой угрозы самолету не было и не могло быть».
В этом описании все сплошная ложь. Так, самолет имеет желтый номер 10, что видно на представленных Министерством обороны фотографиях. И самое главное — нас пытаются уверить, что повреждения конструкции самолета были нанесены из сигнального (!) пистолета. Хотя явно видно, что это пули калибра 7,62 мм, по всей видимости, выпущенные из снайперской винтовки Драгунова.
Привыкнув вешать лапшу на уши своим гражданам, российские военные пытаются сделать это и с другими, однако в итоге только выставляют себя в очередной раз с неприглядной стороны. Впрочем, им не привыкать.
Да и сама агрессивная реакция россиян на нашу активность возле вышек выглядит не слишком разумной. То, что украинские военные и пограничники регулярно «навещают» украденное россиянами дорогостоящее имущество, — понятно и ожидаемо. В свете судебных тяжб мониторить действия оккупанта с украинским имущество никак не лишне, кроме того, провоцируя россиян на ответную агрессию, мы постоянно напоминаем всему миру об актуальности вопроса незаконной аннексии Крыма, дабы не возникало желания «смириться и забыть». И россияне своей реакцией лишь помогают в этом.
Михаил Жирохов, Национальное бюро расследований Украины