RSS

Руслан Циплаков. Нигерийские хроники

мая 30, 2008

Пафосные заявления об украинских проектах на зарубежных рынках часто оказываются пустышкой. А иногда сопровождаются криминальными сводками. Как недавняя эпопея получения контроля над металлургическими и горнорудными активами Нигерии.

Украинский интерес на черном континенте

Недавно еженедельник “Український тиждень” исследовал распространение украинского бизнеса за пределами Украины. Как оказалось, отечественные инвесторы представлены не только в соседних странах, что вполне естественно, но и в дальних экзотических краях. В Западной Африке, например, помимо горно-добывающих активов группы “Приват” в Гане, заметна деятельность и корпорации “Индустриальный союз Донбасса” (ИСД). По утверждению еженедельника, “в 2007 году ИСД получил контроль над нигерийским заводом Jos Steel Rolling Company”.

Впрочем, еще два года назад, в июле 2006 года, пресс-центр ИСД разместил на корпоративном сайте новость по нигерийскому проекту. Со ссылкой на нигерийскую газету The Tide и “Коммерсант-Украина” сообщалось, что работа металлургического завода Jos Steel Rolling возобновляется благодаря его материнской компании Zuma Steel West Africa Limited после реконструкции, проведенной украинской стороной.

По информации African Iron and Steel Association, сталепрокатное предприятие Jos Steel Rolling Company обладает установленной мощностью 210 тыс. тонн проката в год. Основной его продукцией является арматура 10-40 мм и бухты проволоки 6-12 мм. Завод был построен в начале 1980-х годов компанией Mannessman Demag и электрифицирован AEG-Telefunken. Но только к 1985 году ему удалось выйти на 33,5% плановой мощности. В начале 1990-х годов загрузка завода не превышала и 10%, а в 1996 году сократилась до 2%. Затем предприятие было выставлено на приватизационный конкурс.

Собственно металлургическое производство в Нигерии компания Zuma Steel выкупила еще раньше, выиграв на конкурсе местного агентства по госпредприятиям (BPE) в конце 2005 года. На то время завод не работал и был приобретен по сходной цене — примерно за 6,2 млн. долларов. Правда, для запуска Jos Steel Rolling пришлось провести реконструкцию. И ее стоимость превысила цену покупки, составив почти 7,8 млн. долларов. Инвестиции вкладывали с двух сторон: управляющий директор Zuma Steel Инносент Эзума (Innocent Ezuma) от Нигерии и его партнеры из корпорации “Индустриальный союз Донбасса” от Украины.

Сам Эзума тогда оптимистично заявлял, что украинцы, помимо нигерийской металлургии, “также заинтересованы в газовом и энергетическом секторе”. Тогда же планировалось, что после реконструкции Jos Steel Rolling будет специализироваться на производстве стальной арматуры и стальных плоских брусков, производя до 210 тыс. тонн стали ежегодно. При этом делался расчет на рост: если изначально предполагалось, что завод создаст 680 рабочих мест, то в дальнейшем число работников должно было увеличиться до 1500. Эзума тогда даже похвалялся, что после дополнительных инвестиций это предприятие сможет выпускать до 450 тыс. тонн стали ежегодно. А первую очередь Jos Steel Rolling тогда торжественно открывал сам президент Нигерии…

Стоит напомнить, что до ИСД и другие украинские игроки стремились войти на нигерийский рынок — также при поддержке Эзумы. Так, нигерийские официальные источники сообщали в конце января 2005 года, что президент Олусегун Обасанджо (Olusegun Obasanjo) на президентской вилле в Абудже принял украинских инвесторов из трейдерской компании Leman Commodities. Президент старался тогда убедить украинцев в разработке значительных угольных месторождений, упомянув, впрочем, и о значительном потенциале металлургического рынка страны.

Со своей стороны тогдашний президент Leman Commodities Андрей Момот заверил президента Обасанджо в готовности украинской стороны инвестировать в сталепрокатное производство. В этой встрече участвовали посол Украины в Нигерии Олег Скоропан и собственно Инносент Эзума — как директор Leman Commodities в Западной Африке. Уже затем директор по стратегии и инвестициям “Метинвеста” Андрей Большаков прояснил ситуацию, заявив в СМИ, что группа SCM интересовалась этим проектом, но решила не рисковать. “Два года назад мы изучали предприятие в Джосе, однако после анализа ситуации решение о его покупке принято не было”, — говорил Большаков.

Вскоре оказалось, что бойкий африканец смог привлечь к нигерийскому проекту ИСД. Что касается донецкой корпораци, то четко проследить отношения собственности в этом проекте сложно. То, что ИСД приобрел контрольный пакет акций нигерийского сталепрокатного стана в нигерийском городе Джос и готовился запустить первую его линию, сообщалось еще по итогам украинско-нигерийского форума деловых кругов, состоявшегося в Торгово-промышленной палате (ТПП) Украины.

По сведениям ТПП, украинским покупателем выступил именно “Индустриальный союз Донбасса”. Причем эти же данные подтвердили тогда и в посольстве Украины в Нигерии. Однако в самом ИСД эту информацию подтверждать отказались. Александр Пилипенко, вице-президент “Индустриальной группы”, заявил тогда “Интерфаксу”, что “ни один украинский резидент, входящий в ИСД, не приобретал активы в Африке”. Зато другой источник “Интерфакса” утверждал, что в купившей в Джосе сталепрокатный завод компании Zuma Steel West Africa Limited собственником является ИСД (75% в уставном фонде), а также нигерийский бизнесмен (25%).

Злоключения африканца в Донбассе

Как бы там ни было, о производстве в Нигерии можно было и не вспоминать, если бы не стечение пренеприятнейших происшествий, случившихся в последние месяцы с господином Эзумой. Проще говоря, его начали бить. Вообще же нападения на чернокожих иностранцев в последнее время стали довольно частым явлением, особенно в Киеве. Разумеется, против этого выступают проживающие в Украине африканцы, и особую активность проявляют в этом представители именно нигерийской общины. Кстати, сам Эзума вхож во влиятельную международную нигерийскую диаспору (NIDO), будучи ее членом под №1 в Украине (небезызвестный пастор Сандей Аделаджа всего только №24), и здесь можно было бы ожидать преследования на почве расовой нетерпимости.

Однако избиение африканца случилось в Донецке, а не в столице, да и били его не скинхеды, а как бы рейдеры. Во всяком случае, сам Эзума в этом уверен (хотя и заявляет, что нападения на него сопровождались оскорблениями расистского толка). Более того, совсем недавно Инносент Эзума сделал ряд заявлений для прессы и даже направил письмо с обращением в адрес генерального прокурора, министра внутренних дел и министра иностранных дел. Впрочем, на недавних злоключениях нигерийца в Донецке стоит остановиться подробнее.

Первое покушение на него произошло 23 октября 2007 года, когда в офисе фирмы Эзумы в Киевском районе Донецка двое нападавших сильно избили бизнесмена. Через три дня, 26 октября уже трое нападавших избили Эзуму — на территории учреждения здравоохранения в донецком Куйбышевском районе. Повторное нападение отличалось особым цинизмом: удары африканцу наносились не только руками и ногами, но и сталепрокатной продукцией. Более того, тогда прозвучали и выстрелы из автоматического оружия. Как и в первый раз, Инносент смог отбиться, хотя снова не без посторонней помощи — выручили сотрудники “Титана”.

Довольно скоро Инносент Эзума обратился в Киевский и Куйбышевский районные управления внутренних дел Донецка и в прокуратуры эти районов, а также в областную донецкую прокуратуру. Тем не менее, несмотря на явные нападения, органы внутренних дел в возбуждении уголовных дел просто отказывали. Сам Эзума указывал на причастность к нападению на него его бывшего партнера Игоря Деревлева и его подельника по фамилии Цыплаков. Интересно, что Деревлев сам обвинил Эзуму в нападении на него — с покушением на убийство — во время встречи с Эзумой 28 апреля 2008 года. Так вот, это заявление было быстро принято к рассмотрению и прокуратура Ворошиловского района Донецка 12 мая возбудила уголовное дело против Эзумы.

Как утверждает Эзума, на апрельскую встречу его пригласил (через жену) сам господин Деревлев для того, чтобы якобы восстановить давние приятельские отношения. Однако вместо примирения вышла потасовка, в результате которой Эзума получил перелом, черепно-мозговую травму, а также букет расистских оскорблений в придачу. Моральной травмой для нигерийца стало и то, что в самом начале ведения уголовного дела его взяли под стражу. Просто на основании того, что он является гражданином далекой африканской страны (хотя и проживающим в Украине около полутора десятка лет). Впрочем, особых впечатлений от пребывания в изоляторе временного содержания Донецкого горуправления внутренних дел он не получил — уже 14 мая Ворошиловский районный суд принял решение выпустить Инносента на волю, что и было исполнено. Он же сразу написал обращение в посольство Нигерии в Украине, которое и выступило с протестом.

Борьба за африканские ресурсы. По-донецки

В чем же причина столь резкого обращения с Инносентом Эзумой в Украине, которую он почитает за свою вторую родину? По мнению нигерийца, озвученному на недавней пресс-конференции его адвокатом — все дело в собственности.

В компании, являющейся резидентной в Нигерии — FSO Nigerian Limited — соучредителями являются Игорь Деревлев (75%) и Инносент Эзума (25%). Именно с 2005 года эта компания совместно с одной из ведущих украинских финансово-промышленных групп, от лица которой выступала аффилированная с ней нидерландская компания, и создала Zuma Steel West Africa Limited — с целью производства стального проката. Причем Эзума был назначен директором этого предприятия .

Уже в конце 2006 года эта украинская группа, которая в итоге стала контролировать 75% акций Zuma Steel West Africa Limited, из-за дефицита сырья отказалась от планов развития сталепрокатного производства в Нигерии, предложив FSO Nigerian Limited выкупить ее долю. Ввиду этого Эзума попросил Деревлева подыскать потенциальных украинских инвесторов, желающих вложить средства в это предприятие. Таким инвестором Деревлев предложил своего знакомого донецкого предпринимателя Цыплакова. С ним-то и планировалось создать новую фирму, которая выкупила бы долю указанной украинской финансово-промышленной группы.

Однако сам Цыплаков выставил ряд условий. Во-первых, он должен был стать новым директором совместной компании. Во-вторых, FSO Nigerian Limited должна была передать в новую компанию лицензию на добычу полезных ископаемых в Нигерии, которую она ранее выкупила у Zuma Steel West Africa Limited. Наконец, от Эзумы потребовали, чтобы его доля была оформлена на Эзуму как на физическое лицо. С этим последний никак не согласился, ввиду юридических особенностей (в случае физического устранения на его долю как физлица смогли бы претендовать партнеры, а так его компания остается под контролем его прямых наследников).

Все возражения нигерийца Цыплаковым не принимались. Более того, он заявил, что сможет заставить Эзуму продать свою долю. Если и тогда нигериец откажется, то Цыплаков сможет выкупить долю у украинской группы в Zuma Steel West Africa Limited без его участия и посредством решений судов вернуть ей лицензию на добычу полезных ископаемых. Наконец, Цыплаков, по словам Эзумы, заявил, что может вообще “устранить” его как препятствие на пути к добыче африканских полезных ископаемых. При этом Деревлев все это время поддерживал позицию Цыплакова, также угрожая африканцу.

Захватывающие эпизоды этого конфликта развернулись и в Африке. Сотрудники Zuma Steel West Africa Limited сообщили 7 ноября 2007 года Эзуме, что украинские рейдеры из группы Цыплакова пытались захватить эту африканскую компанию, прикрываясь поддельным распоряжением украинской финансово-промышленной группы, имеющей в ней 75% долю, об отстранении Эзумы с должности директора. Впрочем, опытка такой “революции” провалилась — в дело вмешались нигерийская полиция. Провести захват через местные нигерийские суды у Цыплакова тоже не вышло.

По мнению Эзумы, озвученному в его официальном письме-обращении, главный вопрос контроля компании не в ее производственных активах, а в лицензии на разработку полезных ископаемых в Нигерии. Самое важное, Инносент Эзума считает, что и Деревлев, и Цыплаков — всего лишь исполнители, а стоявшие за их спиной заказчики находятся в той самой, не называемой пока публично украинской финансово-промышленной группе, контролирующей 75% в совместном с ним бизнесе. И что нападения на него, и возбуждение против него уголовного дела — элементы хорошо спланированной рейдерской атаки.

Безусловно, можно предположить, что Инносент Эзума имеет свою правду в этой истории. Однако рейдерские атаки на представителей других государств не красят украинский бизнес. Тем более, представляемый одной из ведущих финансово-промышленных групп страны.

Виктор Кондратенко, Укррудпром

1 613 переглядів

БанкИск - Сообщество обманутых банками клиентов
Украина онлайн статистика Спротив. Часопис про свавілля влади та громадський спротив незаконним діям