Цыплаков заказал DDOS-атаку Укррудпрома
июня 7, 2008
Как сообщалось, 3 июня 2008 года “УкрРудПром” подвергся DDOS-атаке. Причем эта атака продолжается уже несколько дней, включая и 6 июня — День журналиста. Такое своеобразное “поздравление” с профессиональным праздником, похоже, не случайно.
По словам журналистов редакции, проблемы возникли через несколько дней после публикации материала “Нигерийские хроники”, в котором среди прочих персонажей фигурировал председатель наблюдательного совета и совладелец Южкомбанка (Пивденкомбанка) Руслан Цыплаков.
Нигерийские письма
Между тем, в самой публикации прямо господина Цыплакова никто ни в чем не обвинял. Речь в ней шла о том, что одного гражданина Нигерии, уже полтора десятилетия проживающего в Украине, по имени Инносент Эзума, хотели заставить отказаться от своих прав на собственность. Если кратко, то с 2007 года его украинский партнер по компании FSO Nigerian Limited Игорь Деревлев хотел установить над этой компанией контроль. Важность FSO Nigerian Limited как актива заключалась в том, что компания могла выкупить у свих украинских партнеров (одной из ведущих финансово-промышленных групп) оставшуюся долю в Zuma Steel West Africa Limited, которая владеет в Нигерии сталепрокатным заводом Jos Steel Rolling, а также в том, что у FSO есть лицензия на разработку полезных ископаемых в Нигерии. Собственно, последнее и вызывало особый интерес у украинских партнеров Эзумы.
В качестве соинвестора Деревлев предложил ему своего знакомого Руслана Цыплакова, однако его условия Эзума воспринял как неприемлемые. После отказа Инносента Эзумы от создания совместного бизнеса он стал получать угрозы и, более того, неоднократно подвергался избиениям. Сам Эзума оценивает такие нападения на него как покушения и как составную часть рейдерского плана, который включал также и “боевые действия” на территории Нигерии. Во всяком случае, так утверждает сам Эзума и это его мнение было озвучено перед журналистами на пресс-конференции его адвокатом (а также изложено в письме украинским правоохранительным органам). Своя правда есть и у оппонентов Эзумы. Так, собственно господин Деревлев обвинил его в том, что это нигериец на него нападал. Ввиду этого Эзуму даже взяли под стражу, однако вскоре выпустили — согласно решению Ворошиловского районного суда города Донецка от 14 мая 2008, которой никакой вины за африканцем не нашел.
Заметим, что материал “Нигерийские хроники” был скорее посвящен злоключениям иностранного инвестора в Украине и практически не касался его украинских партнеров. Что ж, возможно, нашим читателям было интересно узнать, кто же такие господа Цыплаков и Деревлев — в том числе и для того, чтобы дать свою оценку произошедшему.
Банковское дело
Итак, Цыплаков Руслан Петрович, 1975 года рождения, образование высшее (магистр по управлению персоналом и экономике труда), занимавший ранее должность директора ООО “Укрпластинвест”, а в настоящее время председатель набсовета Южкомбанка, непогашенной судимости не имеет, паспорт номер такой-то выдан тогда-то Ленинским РО УМВД в Донецке, и т.д., и т.п., с положительной стороны характеризуется тем, что является руководителем Федерации мотоциклетного спорта в Донецкой области (причем его брат Сергей Цыплаков руководит в Донецке еще одной общественной организацией, “Юго-восточным аэроклубом”). Однако помимо спорта, у братьев Цыплаковых есть четко выраженные бизнес-интересы. Прежде всего, стоит указать на роль Руслана Цыплакова в Южкомбанке.
Вначале немного о самом банке. Основан он был еще в при советской власти, в 1990 году (регистрационный номер Госбанка СССР №942) как “коммерческий инвестиционно-инновационный банк”, причем в Днепропетровске. Акционерным обществом банк стал уже после своей первой эмиссии, уже в 1995 году. В 2003 году банк перебирается в Донецк, а днепропетровский головной офис становится филиалом. Затем, в 2003-07 годах, следует пять дополнительных эмиссий акций, в результате чего в итоге структура акционеров существенно меняется. С 2005 года происходит открытие ряда отделений, в городах Донецкой области и в Одессе. На 2008 год запланировано дальнейшее расширение филиальной сети, причем не только за счет городов южной и восточной частей страны, но также и в западных и центральных регионах.
По состоянию на начало 2007 года НБУ среди основных владельцев Южкомбанка указывал ЗАО “Банковские технологии” (24,92% акций), ЗАО “ДонбассИнвестГроуп” (позже переименованного в “ДонбассИнвестГруп”, с 24,907%), а также лично Руслана Цыплакова (с 22,977%). До того, в 2003-06 года, доля Цыплакова была выше (45,3%), а у “Банковских технологий” ниже (20,21%). Более серьезные изменения в составе акционеров Южкомбанка произошли уже после принятия 28 мая 2007 решения об увеличении уставного капитала. В результате его выполнения Цыплаков стал, по крайне мере формально, контролировать всего 6,6% акций. Что касается “Банковских технологий”, то акций банка у этого ЗАО не осталось вовсе, а доля “ДонбассИнвестГруп” выросла до 45,12%.
Несмотря на выход из числа владельцев банка, рассмотреть “Банковские технологии” все же стоит подробнее. Ведь по состоянию на февраль 2007 года 100%-м владельцем этого ЗАО являлся именно Южкомбанк. Больше того, 31 марта 2008 года наблюдательным советом этого ЗАО было принято решение о получении кредита на 21 млн. грн., в целях третьих лиц, который был уже погашен на следующий день. Интересно, что соотношение суммы кредита к сумме чистых активов этого ЗАО составляло 200%. Понятно, для такой неординарной операции послужить мог только свой банк — им-то и оказался Южкомбанк. Вообще, баланс “Банковских технологий” наращен практически за счет задолженности, как дебиторской, так и кредиторской. Среди дебиторов есть и аффилированные компании (“ДонбассИнвестГруп”, Южкомбанка), однако активы наращиваются в основном за счет различных как бы инвестиций — по сути, акций и векселей других предприятий. Что касается кредиторской задолженности, основными кредиторами являются до десяти компаний (например, ООО “Южкомброк”, ООО “Угледобывающие комплексы” или бывший акционер “Южкомбанка” — ООО “Даввекс”). При этом сама компания “Банковские технологии” выписывает векселя, примерно на несколько миллионов гривен. Конечно, такие операции с кредитами, векселями и т.п. могут наводить финансовых аналитиков на предположения о возможной отмывке средств… однако радует хотя бы то, что эта аффилированная с “Южкомбанком”, компания все же хоть как-то работает и даже платит налоги, пусть и небольшие.
Группа инвесторов из Донбасса
“ДонбассИнвестГруп” структура более серьезная. Согласно официальной информации, “закрытое акционерное общество “ДонбассИнвестГрупп” было основано в 2004 г. и представляет собой бизнес-группу, в состав которой входят производственные предприятия, специализирующиеся на разработке полезных ископаемых (железная руда, хром и никель), а также их обогащении, завод по производству катаной проволоки из квадратной заготовки и предприятия финансового сегмента. На данный момент проводится проектирование электросталеплавильного производства для получения квадратной заготовки. Составляющей финансового сегмента бизнес-группы является открытое акционерное общество Южкомбанк. В бизнес-группу также входит страховое общество с дополнительной ответственностью “Гарантия”. Одним из направлений деятельности группы является строительство коммерческой недвижимости. В центре Донецка строится уникальный бизнес-центр. Общая площадь бизнес-центра 10 801, 85 кв. м. Здание имеет 6 этажей, а также цокольный этаж, подземную и надземную парковки. Также бизнес-группа строит торгово-развлекательный центр площадью 100 тыс. кв. м”.
Стоит отметить, что такие грандиозные планы озвучиваются сейчас, после того, как в структуре акционеров произошла концентрация. С 31 октября 2007 года доля основного собственника “ДонбассИнвестГрупп” — физического лица — выросла до 91,419%. Кто является этим физлицом, в официальной отчетности пока не указывается, это можно только предполагать. Впрочем, есть факты, которые наводя на размышления. Так, по опубликованным ГКЦБФР в конце 2007 данным, доля до 87,74% некоего физлица числилась за номинальным держателем ООО “Консалтинговая фирма “Призма” (она же — регистратор “ДонбассИнвестГруп” и Южкомбанка), а для оставшихся акций (также под реальным контролем физлица) номинальным держателем выступало ООО “Альтера Финанс”. Напомним, что финансовая группа “Альтера” известна своей аффилированностью с корпорацией “Индустриальный союз Донбасса” (ИСД). О том, в каких орбитах ИСД находятся “Альтера” и Южкомбанк, “УкрРудПром” уже писал (цикл “Орбиты ИСД”, часть 2, 3).
Как бы то ни было, “ДонбассИнвестГрупп” чем дальше, тем больше укрупняет свой бизнес именно как бизнес-группа и Руслан Цыплаков здесь, вполне вероятно, играет роль верхушки айсберга. Ну, и притязания на нигерийские активы, если они действительно происходили в такой жесткой форме (что еще должен доказать суд), могут еще раз подтвердить серьезность намерений этой бизнес-группы.
Угольное дело
Что касается Игоря Деревлева, то он известен был уже давно как генеральный директор компании “Укруглемаш” (затем гендиректором стал Сергей Павленко). В первой половине 2000-х господин Деревлев в своем интервью указывал, что его компания отличается тем, что счет числу угольных лав, которые она оборудовала “под ключ”, уже идет на сотни, а оборудование предприятия работает как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. В поставках оборудования на украинские шахты ООО “Торгово-промышленная компания “Укруглемаш” рассчитывала на то, что они для этого выбьют финансирование из госбюджета.
Компания постепенно наращивала свои возможности в поставках шахтного оборудования (механизированные крепи, проходческие и очистные комбайны, вагонетки и конвейеры, электрооборудование, экскаваторы и др.). В итоге она стала лидером рынка горно-шахтного оборудования, за счет координации производства и сбыта продукции пяти украинских машиностроительных предприятий Украины (Дружковский, Горловский и Новгородский машзаводы, “Донецкгормаш”, Донецкий энергозавод) и двух российских (Каменского и Шахтинского машзаводы). Положение лидера рынка, впрочем, привело к тому, что в марте 2006 года Антимонопольный комитет оштрафовал “Укруглемаш” за злоупотребление монопольным положением на рынке посреднических услуг покупки-продажи горношахтного оборудования.
К чему здесь уголь и шахты? Напомним, что когда еще в 2005 году несостоявшийся партнер Цыплакова и Деревлева господин Эзума “сватал” украинских инвесторов нигерийским властям, то как раз нигерийский президент предложил им принять участие в разработке значительных угольных месторождений страны.
Итак, очевидно, что донецкая игра за нигерийские ресурсы — не просто прихоть двух отдельных наших сограждан. Вполне возможно, причины здесь более глубокие. Во всяком случае, беспрецедентные для украинских деловых масс-медиа атаки на “УкрРудПром” не прекращаются.
Виктор Кондратенко, Укррудпром