Как у Шуфрича и Рудьковского отбирали «Нефтегаздобычу». Расследование
февраля 2, 2013
В результате акционерного конфликта ЧАО «Нефтегаздобыча» возглавил Яков Проскурня, близкий к Руслану Цыплакову – товарищу Виктора Януковича-младшего.
В октябре 2012 года Forbes сообщил о том, что председатель наблюдательного совета «Метал Юніон» Руслан Цыплаков вошел в состав конечных собственников компании «Нефтегаздобыча», а также установил над ней оперативный контроль. Ранее владельцами «Нефтегаздобычи» были нардеп-регионал Нестор Шуфрич и бывший народный депутат Николай Рудьковский.
Эта история получила продолжение. Нардеп от «Батьківщини» Александр Бригинец сообщил, что на совещании в Кабмине Нестор Шуфрич обвинил министра энергетики Эдуарда Ставицкого в незаконном приостановлении лицензии компании «Нафтогазвидобування» и вымогательстве 30%-ной доли предприятия за возобновление лицензии. Нестор Шуфрич и Николай Рудьковский на телефонные звонки корреспондента Forbes пока не отвечают.
Предлагаем читателям прочесть историю конфликта.
Судья Игорь Погрибниченко не сразу понял, почему в тесной комнате для заседаний так много людей – никак не меньше десятка. Вечером 23 октября в Окружном административном суде Киева слушалось дело по иску Миргородской налоговой инспекции (Полтавская область) о взыскании с ЧАО «Нафтогазвидобування» («Нефтегаздобыча») налогового долга, превышающего 40 млн грн. Было бы вполне достаточно присутствия одного-двух человек с каждой стороны, но участников процесса оказалось не меньше десятка.
Когда представители налоговой огласили свои претензии к предприятию, оказалось, что представлять его интересы явились сразу две группы юристов. И у тех, и у других были доверенности от руководителя «Нефтегаздобычи» с подписями и печатями. Правда, руководители эти были разными. И оба заняли одну и ту же должность на законных основаниях. По данным «Информационно-ресурсного центра», и.о. предправления предприятия значится Валерий Баришпиль, а по информации, предоставляемой Агентством по развитию инфраструктуры фондового рынка (портал SMIDA), эту же должность занимает Яков Проскурня. И тот, и другой уполномочили юристов действовать от имени предприятия, чем поставили правосудие в тупик.
Как удалось выяснить Forbes, борьбу за контроль над «Нефтедобычей» один из ее владельцев, Николай Рудьковский, ведет с донецким бизнесменом Русланом Цыплаковым, близким товарищем младшего сына президента Виктора Януковича. В результате этой борьбы крупнейшая в Украине частная газодобывающая компания не поставляет свою продукцию государственному «Нафтогазу».
Дело Семинского
ЧАО «Нефтегаздобыча» – самое крупное частное предприятие, добывающее газ в Украине. Работать оно начало весной 1999 года. Основали ЧАО нынешний министр экономики Петр Порошенко и бывший министр транспорта и связи Николай Рудьковский. Последний стал широко известен после скандала, связанного с полетом в Париж за бюджетные средства в личных целях в июне 2007 года. В начале нулевых Порошенко в структуре собственников предприятия сменил бывший министр чрезвычайных ситуаций Нестор Шуфрич, который сейчас работает в Совете национальной безопасности и обороны.
«Нефтегаздобыча» разрабатывает Семеринковское месторождение, расположенное в Шишацком районе Полтавской области. Доля предприятия в добыче газа частными компаниями на 2010 год составляла 30,5%. Объемы добычи постоянно увеличиваются. Официальная выручка компании за 2011 год составила 1,256 млрд гривен, на четверть миллиарда больше, чем в 2010-м.
Официально никто из вышеперечисленных государственных деятелей предприятием не владеет. По данным SMIDA, сейчас его акции поделены между шестью кипрскими офшорными компаниями, названия которых мало о чем говорят. В выписках из кипрского реестра их номинальными владельцами через посреднические компании значатся киприоты – служащие юридических фирм.
С 2003 года «Нефтегаздобычу» возглавлял Олег Семинский. 3 февраля этого года он выехал из киевского офиса компании на ул. Константиновской, 15, после чего его никто не видел. Пропавшего председателя правления объявили в розыск. До сих пор следствие так и не выяснило, как и почему исчез топ-менеджер. В его отсутствие предприятие возглавил бывший зам Семинского Валерий Баришпиль. Исчезновение председателя правления положило начало войне за контроль над компанией.
Шуфрич ударил по Рудьковскому
На апрель было запланировано собрание акционеров «Нефтегаздобычи». Накануне в киевском офисе компании встретились Нестор Шуфрич и Николай Рудьковский – не юридические, а фактические владельцы компании. Шуфрич известен своим вспыльчивым нравом. В ноябре 2008 года он разбил губу Рудьковскому, а в июне 2009 года ударил по лицу нынешнего главу администрации президента Сергея Левочкина.
В сентябре на сайте Poltava.info появилось открытое письмо сотрудников «Нефтегаздобычи» президенту Януковичу, в котором излагается следующая версия событий. Между бизнес-партнерами якобы опять произошла шумная ссора, после которой в офис ворвались неизвестные, один из которых представился начальником охраны ЧАО «Метал Юніон». Когда сотрудники офиса вызвали милицию, гости удалились. Однако уже через месяц после этого инцидента на SMIDA появилась информация о том, что Баришпиль написал заявление об уходе. Его место занял некий Яков Проскурня – бывший заместитель главы правления ГАК «Хлеб Украины», уроженец Донецкой области.
Пообщаться с Нестором Шуфричем и Николаем Рудьковским Forbes не удалось. Пресс-секретари и одного, и второго заявили, что их шефы не намерены комментировать ситуацию вокруг «Нефтегаздобычи». По прямым телефонам бизнесмены не отвечали.
Карьера Якова Проскурни ничем не примечательна. Развивалась она исключительно в госкомпании «Хлеб Украины». Зато его супруга Татьяна Проскурня, по данным SMIDA, является членом правления компании «Метал Юніон», где она отвечает за юридическое направление.
Найти Якова Проскурню корреспондент Forbes не смог. По номеру телефона «Нефтегаздобычи», указанному на SMIDA, секретарь заявила: «Такого здесь нет, вы ошиблись». Валерия Баришпиля секретарь признала своим руководителем. Впрочем, застать и его на рабочем месте не удалось.
Из-за неразберихи в руководстве компании у нее начались проблемы с реализацией продукции. В апреле «Нафтогаз України» отказался включить газ «Нефтегаздобычи» в расчетный баланс распределения природного газа по Украине. Как только государство перестало выкупать у компании газ, она осталась без оборотных средств, что привело к росту налогового долга. Юристы Баришпиля обратились в суд, однако по сей день «Нафтогаз» так и не включил газ «Нефтегаздобычи» в расчетный баланс.
Донецкая ФПГ
«Метал Юніон» – донецкое металлургическое предприятие. Оно было основано в 2004 году под названием «Донбасинвестгруп». По данным SMIDA, более 90% его акций сконцентрировано в руках 37-летнего донецкого бизнесмена Руслана Цыплакова. Вместе со своим братом Сергеем он создал в Донецке финансово-промышленную группу (ФПГ), состоящую из собственно ЧАО «Метал Юніон», Південкомбанка, охранной фирмы ООО «Скат-ПКБ», страховой фирмы «Гарантия» и т.д.
Прежде чем организовать собственный бизнес, Руслан Цыплаков работал в структурах донецкого водочника Павла Климца, владеющего торговой маркой «Олимп». Кроме того, по данным Единого государственного реестра, Цыплаков – один из учредителей благотворительного фонда «Фонд развития футбола в донецкой области «Олимпик», возглавляемого президентом клуба ФК «Олимпик» Владиславом Гельзиным. В числе учредителей фонда, кроме Цыплакова и Гельзина, состоит Михаил Ляшко, описанный в книге «Донецкая мафия» журналиста Сергея Кузина как криминальный авторитет Миша Косой.
Сейчас Цыплаков активно расширяет свой бизнес. В апреле «Метал Юніон» приобрел донецкую компанию ООО «Компліт груп», которая занимается добычей природного газа и нефти. Примерно в то же время Цыплаков стал владельцем Терра Банка.
В ответ на просьбу об интервью с Русланом Цыплаковым пресс-служба «Метал Юніон» лишь предоставила официальный комментарий, в котором отрицала причастность компании к смене руководителя «Нефтегаздобычи».
«ФПГ «Метал Юніон» ни прямо, ни косвенно не связана с ЧАО «Нефтегаздобыча»: не располагает акциями компании и не имеет представителей в руководящих органах акционерного общества «Нефтегаздобыча», – говорится в заявлении фирмы. – Упоминание компании «Метал Юніон» в обращении членов трудового коллектива указывает на то, что имеет место попытка сознательной манипуляции мнением членов трудового коллектива предприятия с целью отвлечь внимание от истинных фигурантов дела».
А кто, собственно, истинные фигуранты? Скажи мне, кто твой юрист, и я скажу, кто ты.
По доверенности от Баришпиля в Окружном суде Киева присутствовали Татьяна Лемертанчук и Андрей Онищенко, которые представились как штатные юристы «Нефтегаздобычи» из Полтавы. Именно их судья Погрибниченко признал правомочными представителями предприятия. С доверенностью от Проскурни предприятие пришли представлять Ольга Стрижова, известная как юрисконсульт «Межрегиональной коллегии адвокатов», и Елена Рацун. В корпоративном журнале Metal Union News за октябрь 2010 года Елена Рацун упомянута в качестве заместителя директора юридического департамента группы компаний «Метал Юніон». Исходя из структуры управления ФПГ, ее прямым начальником является Татьяна Проскурня.
Юристы обеих сторон отказались общаться с корреспондентом Forbes вне стен суда. «Не надо ссылаться на то, что вы здесь слышали», – отмахнулся юрист Баришпиля Андрей Онищенко. Противоположная сторона также отказалась общаться. «Я представляю юридическое лицо, а не человека. Вы думаете, о чем вы говорите?» – отреагировала Ольга Стрижова на просьбу корреспондента Forbes помочь связаться с Яковом Проскурней.
Друг сына Бога
Председатель наблюдательного совета «Метал Юніон» Руслан Цыплаков известен не только как бизнесмен, но и как пилот внедорожника на ралли-рейдах, основатель украинской команды Ferrari Team Ukraine, почетным президентом которой является народный депутат Виктор Янукович – сын действующего президента страны. «Мы совместно с Русланом Цыплаковым как основатели команды создали Ferrari Team Ukraine, чтобы, с одной стороны, показать всем спортсменам, что им есть к чему стремиться и куда развиваться. А с другой – дать возможность нашим болельщикам переживать за своих чемпионов», – сказал Виктор Янукович о Цыплакове в одном из своих интервью.
Видимо, эта дружба стала поводом к тому, что Нестор Шуфрич не стесняется говорить о семье президента как о своих бизнес-партнерах. В то же время крупнейшее газодобывающее предприятие страны находится на грани банкротства. Пока претенденты на компанию не могут договориться между собой, государство закупает дорогой газ в России, вместо того чтобы использовать свой.