Сергей Тарута. Биография, аферы и компромат
ноября 29, 2015
Сергей Тарута — один из основателей и первый руководитель корпорации «Индустриальный союз Донбасса», член Совета предпринимателей в бывшем Кабмине Азарова. Как видим, смена власти не сильно повлияла на политическую карьеру этого выходца из села Виноградное Донецкой области и типичного выходца из пресловутого «донецкого клана» Виктора Януковича. Таруту, как и Коломойского на Украине принято рассматривать, как представителей олигархата, которым на откуп были даны крупнейшие украинские промышленные регионы. Впрочем, есть и другое мнение: Тарута всего лишь представитель «теневого» владельца ИСД Виталия Гайдука.
О юности Таруты известно немного. По данным Национального бюро расследований Украины, его отец был начальником цеха на заводе. В 1979 году Сергей Алексеевич окончил механико-металлургический факультет Ждановского металлургического института (инженер-механик). В 1999-м — факультет менеджмента управления Донецкой государственной академии управления (менеджер внешнеэкономической деятельности). Женат. Две дочери.
В 1995 году Сергей Тарута и его партнеры создали «Индустриальный Союз Донбасса». Как утверждает Тарута, в акционерах ИСД никогда не было Рината Ахметова. До последнего времени ИСД являелся холдингом, в структуру которого входили более 100 промышленных компаний в Украине и других странах. «ИСД» контролировал газету «Экономические известия», медиахолдинг «Эволюшен медиа» (Интернет-издание proUA, «Комментарии», «Фотолента», UGMK.info, «Kyiv Weekly», журнал «Эксперт-Украина»), а также футбольные клубы «Сталь» (Алчевск), «Сталь» (Днепродзержинск), «Металлург» (Донецк). С приходом к власти Януковича активы ИСД стремительно распродавались, в основном структурам Курченко и Ахметова. Возможно, распродажа была вызвана политическими факторами, но скорее всего все дело в банальном кризисе всего холдинга.
В конце ноября 2008 года Fitch Ratings понизило долгосрочный рейтинг дефолта корпорации «Индустриальный союз Донбасса» с уровня «B+» до «B», сохранив «негативный» прогноз по рейтингу. А в марте 2009 года «Инвестгазета» предположила, что на сегодняшний день ИСД – один из главных претендентов на дефолт.
Издание отмечает, что корпорация только в 2009 году должна была погасить около 5 млрд. грн. кратко-срочных кредитов. Больше всего долгов «висит» на принадлежащих компании Алчевском (2,8 млрд. грн.) и Днепровском (1,04 млрд. грн.) метпредприятиях.
В феврале 2009 года ИСД объявил, что планирует достроить музей Великой Отечественной войны в Севастополе на мысе Хрустальный в обмен на право построить на территории комплекса фешенебельную гостиницу. На реконструкцию музея планируется выделить $ 200 млн. 8 января 2010 года стало известно о том, что владелец швейцарского трейдера Carbofer, являющийся экс-совладелецем Евразхолддинга, при участии Внешэкономбанка приобрели контрольную долю корпорации «Индустриальный союз Донбасса». Речь идет о 50%+2 акции корпорации ИСД. Собственниками 49,99% акций ИСД остаются действующие акционеры — Сергей Тарута и Олег Мкртчан.
Общеизвестно, что миллиардер уже давно интересуется трипольской культурой, а также коллекционирует скифское золото, с чем связано одно трагическое событие. 16 февраля 2005 года ушел из жизни один из известнейших украинских коллекционеров, основатель коллекции «Платар» Сергей Платонов. По одной из версий, умер коллекционер после жесткого разговора с Сергеем Тарутой. Смерти Платонова предшествовала скандал, связанный со старинной брошью, которую во время инаугурации президента Ющенко надела его супруга – Екатерина Чумаченко.
Эта брошь находилась на хранении в одном из государственных музеев Украины, а ранее была в коллекции Сергея Платонова. Который лично подтвердил, что супруга президента Украины действительно брала у него напрокат украшения для дня инаугурации.
Добывать собственность с помощью долговой петли – фирменный «знак» ИСД. Даже «родной» для Сергей Таруты «Алчевский металлургический комбинат» взяли практически даром, за липовые долги. Сначала «Индустриальный союз…» эти долги организовал, потом скупил, стал единоличным кредитором, а под конец забрал акции «банкрота» за бесценок.
Точно по такой же схеме к бизнесменам из ИСД перешла коллекция покойного Сергея Платонова. Бывший золотодобытчик, Платонов, 14 лет проработавший на высокооплачиваемом Севере, начал скупать находки археологов еще в советские годы. Шире всего его бизнес развернулся в голодные 90-е. Вопреки распространенному мнению, основными поставщиками Платонова были не «черные археологи», а обычные научные работники, которые припрятывали особенно ценные находки экспедиций: иного выхода прокормить семьи у них тогда не было.
Платонов был вполне меркантильным человеком. От своей коллекции он хотел получить прибыль. Потому продвигал идею, чтобы государство самые ценные его экспонаты выкупило. С этой идеей он обращался ко многим влиятельным людям, в том числе – к Виктору Ющенко. С Ющенко он познакомился еще, когда тот был председателем Нацбанка, а Платонов входил в наблюдательный совет банка «Олимпийская Украина» и активно предлагал банкирам свои сокровища в качестве обеспечения кредитов. Кое-что из его коллекции побывало в залоге в банке «Украина», а самая ценная вещица – древний китайский сервиз он в годы премьерства Ющенко заложил в «Ощадбанк» за 5 млн. грн.
В 2004 году, когда становится очевидным, что у Ющенко есть все шансы стать президентом, Сергей Тарута использовал Платонова как мостик к будущему «папе». О чем прямо говорил в своих интервью. Дальше все банально: в конце 2004 года ИСД финансирует Всемирный конгресс «Трипольская цивилизация» и прочие аналогичные мероприятия. В то время судьба коллекционера Платонова уже была предрешена.
Мало, кто знал, что неудачливый в бизнесе Платонов был давно и плотно опутан долгами Таруты. Сначала тот одалживал ему деньги на приобретение предметов старины. Вещи, купленные на деньги Таруты, обозначались буквой «Т». Впоследствии совладелец ИСД заявит, что это его личная семейная коллекция, которую он объединил с коллекцией Платонова. Потом, когда бизнес по добыче гранита, лабрадорита и габбро пошел у Платонова «с перебоями», а основное подразделение ЗАО «Петроимпекс» – ООО «Горнодобывающее предприятие «Петроимпекс» — оказалось на грани банкротства, Сергей Алексеевич предложил Платонову заняться строительным бизнесом. Он даже великодушно помог «Петроимпексу» получить подряд на реконструкцию двухсекционного дома по ул. Лютеранская 32а и 32б, рядом с Секретариатом президента. Тем киевлянам, кто следит за новостями этот адрес знаком: 14 мая 2008 года дом горел. Не в первый раз. Его так до сих пор и не реконструировали, хотя агентства недвижимости бойко торгуют квартирами в будущей многоэтажке, причем оба здания можно купить скопом за $60 млн. А поторговавшись – и того дешевле. Вряд ли кто-то удивится, если переговоры придется вести с дочерними структурами ИСД.
То, что к домам уже не имеет отношение «Петроимпекс», понятно. Неопытный Платонов не сумел даже начать подготовительные работы к реконструкции здания. Все деньги он вложил в проектно-техническую документацию, разрешения и прочее «бумажное хозяйство». Более того, он оформляет на себя земельный участок на Подоле, по адресу Ольгинская, 2/1, где находится его дом, и вместе с земельным участком закладывает структурам Таруты. Все это делается во спасение катившегося в пропасть бизнеса. Забегая вперед, скажем, что через три месяца после смерти Платонова и перехода коллекции к Таруте ООО «Петроимпекс» было… обанкрочено.
Таким образом, коллекционер окончательно попадает в цепкие лапы ИСД. Однако помимо денег, Тарута добывает компромат на Платонова. Дело в том, что не все «сокровища» покойного действительно имеют историческую ценность и многовековой возраст. Большая часть (по некоторым подсчетам, до 80%) – это «пиратские копии», а так же предметы, не представляющие интереса для специалистов. Тарута это знал и тайно от Платонова делал экспертизы вещей, который покойник ему давал «напрокат». Экспертам говорили, что негативное заключение по ценности предметов – приветствуется. Посредник в переговорах с экспертами, известный украинский пиарщик, к слову, получил долю в благотворительном фонде «Платар», созданном в 2005 году Тарутой, его партнером Александром Пилипенко и наследниками Платонова – сыновьями Николаем и Владимиром. Кстати, в том, что братья без боя уступили коллекцию отца «мариупольскому рейдеру» и вынуждены во всем ему потакать большая «заслуга» этих экспертиз.
Развязка наступила после победы Ющенко на президентских выборах. Платонов стал лишним звеном в отношениях Таруты с президентом. Спецы из ИСД проделывают грамотную комбинацию для его устранения. В январе 2005-го Катерина Ющенко появляется на инаугурации в трипольской брошке из коллекции Сергея Платонова. Через несколько дней это «просачивается» в прессу. Слив делал тот же самый пиарщик, который стал учредителем «Платара». Возникает скандал. Ющенко крайне недоволен. 29 января Платонов (здоровый и веселый) по наущению своего друга делает последнюю глупость в своей жизни: подтверждает в интервью газете «Факты и комментарии», что брошке 2 тыс. лет и она одолжена в музее. Этим он навлекает на себя гнев Президента. 2 февраля ряд интернет-изданий сообщают об исчезновении Сергея Платонова. В частности, на сайте «Лента-Ua» появляется новость, что редакция в течение двух суток не может дозвониться коллекционеру. Что не удивительно: эти дни Тарута и Платонов провели в замкнутом, хорошо обставленном помещении, где между ними происходил мужской разговор. Через несколько дней, вернувшись домой на Ольгинскую из гостеприимного дома Таруты, Платонов, не страдавший сердечно-сосудистыми болезнями, умирает от странного инфаркта на 58 году жизни.
Президент о своем любимчике быстро забывает и даже не приходит на похороны. Зато на совещании 11 марта он поет панегирик Таруте, который оперативно выделяет деньги на реконструкцию исторической части города Батурина и любимого ющенковского арт-проекта «Мыстецького арсенала». И обещает передать туда «общую с Платоновым» коллекцию «Платар» (Платонов-Тарута).
«Увлечение» древностью так сроднило президента и олигарха, что Виктор Андреевич, вопреки рекомендациям охраны, дал указание «послухати Таруту, що він там каже про зв’язок і телефони». В результате фирма Таруты и Гайдука «Седна» (бывшая «Фарлеп-2000») в 2005 году получает грандиозный заказ на установку телефонной сети специального назначения на базе цифровых коммутаторов “Ф-1500” во всех органах власти: секретариате президента, Кабинете министров, СНБО, Верховной Раде, Минобороне и т.д.
Уже после прихода в команду Раисы Богатыревой, группа технарей, вняв советам нанятых секретарем СНБО для обеспечения безопасности спецслужбистов, обследовала кабинеты руководителей СНБО, и обнаружила массу забавных «игрушек». В частности, «телефонный столик» Петра Порошенко имел приспособление для радиопередачи всех «кабинетных звуков» неведомым заказчикам. В общем, есть основания предполагать, что учредили ИСД вместе с госзаказом получили собственный канал съема информации в органах власти. А «шмон» по поиску жучков был проведен людьми Богатыревой не случайно: ее политические патроны должно быть имели представление о способах утечки информации из помещений, оборудованных «Седной», поскольку в свое время купили одну часть «Фарлепа» и отказались от другой. Именно та, другая часть «Фарлеп-2000» переименовался в «Седну».
Не удивительно, что стоит кому-то в Кабмине или Секретариате высунуться с проектом, противоречащим интересам ИСД, как Тарута тут же напрашивает к гаранту с новой «культурологической» инициативой, а выходит… ну, скажем, положительным для бизнеса ИСД решением. И, главное, сколько бы Виктору Андреевичу не намекали на необходимость поменять телефонную связь, он не слышит. Ведь Тарута – такой большой патриот Украины, он столько делает для возрождения истории и культуры. В общем, коллекция Платонова уже окупилась…
Захват кинорынка
Мало кто знает, что «металлург Тарута» не только коллекционирует трипольские черепки, но и через дочь владеет значительной долей в сети кинотеатров «Линия Кино» и дистрибьюторских фирмах «Синергия» и «Киномания». С помощью связей в президентском окружении он пытается монополизировать рынок кинопроката в Украине, а затем стать владельцем максимального числа кинотеатров в стране. Украинцам придется смотреть фильмы «от Таруты» — как на большом экране, так и на пиратских копиях…
Широкой публике через средства массовой информации нашептывают, что сеть принадлежит известному в прошлом тележурналисту, а в настоящем времени продюсеру Александру Ткаченко. Как и две крупнейшие фирмы-прокатчика — «Киномания» и «Синергия». Но документы говорят иное.
Уже не первый год в таких фирмах как ООО «Синергия», ООО «Киномания», ООО «Линия кино», ООО «Кинопремьера» соучредительствует 24-летняя Екатерина Сергеевна Тарута. Да-да, это старшая дочь нашего героя. Причем, партнером в столь интересном бизнесе она стала, еще учась в киевском университете и параллельно числясь в фирме «Азовимпексе», принадлежащей большей частью Александру Сергеевичу Таруте. Брату ее отца и его партнеру по бизнесу. Ее партнером во всех структурах выступает «Новая студия». Эта компания учреждена двумя женщинами – известной сценаристкой Татьяной Гнедаш и Ириной Зарей. Снимает под заказ фильмы и сериалы. Работает как для российского телевидения, так и для отечественного. В частности, ее был сделан известный цикл программ «Лица страны» на канале СТБ.
Злые языки твердят, будто тяга Сергея Таруты к киноискусству появилась именно под влиянием г-жи Гнедаш. Бытует шутка, что Тарута, в отличие от Гайдука, так и не сумел подобраться к Юлии Тимошенко, и компенсировал это интересом к Татьяне, которая имеет внешнюю схожесть с лидером БЮТ. Кое-кто неоднократно наблюдал машину С.Т. возле дома Татьяны на Лютеранской. В это время Ольга Викторовна Тарута (жена) находилась в родном городе Мариуполе, где она почти безвылазно живет, пока ее супруг куролесит в столице. «Синергия» и «Киномания» — крупнейшие кинопрокатные фирмы в Украине. «Киномания» так же является эксклюзивным прокатчиком фильмов американской кинокомпании Warner Brothers, и российских хитов. Их последние подарки украинским телезрителям – «Секс и город», «Спид-рейсер», «Золото дураков», раньше были «Гарри Поттер», «…спартанцы», «…дозоры». В общем, все, что с успехом «хавалось пиплом» в кинотеатрах, в том числе и «Линии кино».
В «Киномании» у Таруты-младшей и ООО «Новая студия» есть третий соучредитель. Это Алексей Анатольевич Рязанцев – генеральный директор компании «КАРО Премьер», занимающейся эксклюзивным прокатом на территории России и СНГ фильмов Warner Brothers. Нетрудно догадаться, что в Украине демонстрировались именно российские копии фильмов, что значительно удешевляет процедуру проката.
Сеть «Линия кино» включает четыре кинотеатра. Три в Киеве (в торговый центрах «Аладдин», «Метрополис» и «Магеллан»), один в Ивано-Франковске – «Космос». Для Ивано-Франковска специально учреждена фирма «Кинопремьера» с местным директором. Но не в этом прикол. По данным компании «КиноСвит», украинский рынок кинопроката монополизируется: более 70% кинопрокатных денег (свыше $32 млн) собирают фильмы трех дистрибьюторов: «B&H», «Гемини» и «Синергия»/ «Киномания» . 30% делят между собой четыре компании: «Каскад-Украина», «Аврора Фильм», JRC и «Люксор».
Дистрибьюторы-монополисты диктуют чужим кинотеатрам, какие фильмы, сколько и когда показывать. Например, они могут заставить кинотеатры показывать их фильмы больше месяца, чтобы фильмы конкурентов просто не попадали на экран. Причем, при переносе сеанса на менее прибыльное для прокатчика время кинотеатры безжалостно штрафуют. В результате таких афер мелкие фирмы уходят с рынка.
Все это делается с одной целью – абсолютно монополизировать украинский кинорынок и доходы от него, для чего нужно навязать украинской публике исключительно свои фильмы. Желательно – дешево и сердито. Если в 2007 г. в столицу поступало пять картин в неделю, то в этом — одна-две. От отсутствия хорошего предложения страдают кинотеатры. Дабы избежать простоя, многие мультиплексы вынуждены демонстрировать одну и ту же ленту сразу в нескольких залах. Это будет постоянно снижать прибыли, и, в конце концов, значительная часть кинотеатров должна попасть в руки двум любимым женщинам Сергея Таруты, на самом деле – ему самому. Таков замысел этой грандиозной киноаферы. Но и это не все. По странному стечению обстоятельств именно те фильмы, которые прокатывают фирмы-дистрибьюторы, подконтрольные Катюше Таруте первыми появляются на пиратских дисках. Надо заметить, что прокатный бизнес, на первый взгляд, не такой уж прибыльный. Большая часть выручки идет правообладателю. В том числе ему достаются доходы от проката, от продаж на телевидение и продаж на DVD. Не получает он только… доходов от пиратских копий фильмов. Потому что доходы аккуратно отмываются и выводятся из-под налогообложения через ООО «Страховой консалтинг», учрежденный теми же лицам – Катериной Сергеевной Тарутой, Татьяной Гнедаш и мадам Зарей.
При этом доказать связь прокатчиков с пиратами сложно: собственники прав на картину должны фактически нанимать детективов, чтобы узнать правду. Западные киностудии этим не занимаются вовсе, их рынок Украины мало интересует. А вот российский культовый режиссер Тимур Бекмамбетов расследованиями не брезгует. В своих интервью он нередко проговаривается, что четко знает, в каком кинотеатре шла незаконная перезапись его фильма и кто к этому причастен. Что интересно: когда киноструктуры Таруты прокатывали «Дозоры…» пиратские копии обгоняли кинопоказ. По некоторым данным, людьми Бекмамбетова было проведено специальное расследование. И его последняя картина – «Особо опасен» — уже не досталась фирмам Катеньки Таруты – его прокатчиком выступила компания B&H. Однако Сергей Александрович не оставляет надежды подчинить себе кинопространство страны. Дело в том, что, если верить «Коммерсанту», «профильный» бизнес Таруты и Гайдука, который они так и не смогли поделить, отойдет империи Абрамовича. После обмена акций «донецким диссидентам» достанется один голос на двоих, который (не исключено) они делегируют независимому лицу. Гайдук, который потихонечку распродает свои активы, вероятно, возьмет деньги и вложит их в принадлежащее ему лично имущество (это то, что «висит» на «Визави» и Елене Гайдук). Тарута же будет уходить дальше от все менее рентабельного металлургического бизнеса в сферы, где можно незаметно и легко хапануть миллионы…
Виктория Полец, Национальное бюро расследований Украины