Ринат Ахметов. Сокровенные тайны «короля Донбасса». Часть вторая
января 29, 2013
Журналист Татьяна Чорновол собрала уникальный пласт воспоминаний жителей поселка «Октябрьский», где прошло детство и юность самого богатого гражданина Украины.
Татарский Ромео, белый пароход и отрезанные головы
Как удалось выяснить Татьяне Черновол, легенды о первой любви Рината Ахметова – всего лишь легенды. С реальностью у этих историй мало общего. «Мужчины», рассказывавшие, что первую любовь Ахметова зовут Люда, что-то явно напутали…
Людмила Черноног уверяла корреспондента, что за девчонками Ахметов в ранней юности не приударял, и первой его любовью стала его нынешняя жена — Лилия Смирнова.
«У меня с Ринатом ничего не было. Он только на дискотеке пытался за мной ухаживать. Приглашал на танцы. Пару раз поцеловал», — рассказывает женщина. Людочка в те времена была видной невестой. После окончания пищевого техникума она попала официанткой на круизный лайнер, и до развала Союза плавала по всему миру. Людмила с гордостью показывает фото, где она на борту белого теплохода, или на набережной в Гаване, перекладывает открытки из экзотических стран. Это были чудесные времена, между выходами в море она наведывалась в родной поселок королевой.
Как оказалось, у Ахметова не было никаких шансов покорить ее сердце. «В молодости мы не ценим тех, кто нас любит. К тому же разница в возрасте. Я уже была молодой женщиной, а Ринат — просто сопляком — тощим и рыжим. Мне никогда не нравились рыжие. К тому же он был очень спокойным, а девчонкам нужны хулиганы», — рассказывает Люда.
Теперь она только вздыхает, вспоминая те времена. При развале Союза со стремительным крушением старой системы звезда Рината столь же стремительно пошла вверх. А жизнь Людмилы была сломлена — белый пароход больше не выходил в море, пошло на дно все отечественное судоходство, и женщина, которая не привыкла к серым будням, начала выпивать…
Людмила охотно согласилась поискать в фотоальбоме фото маленького или молодого Рината. Она долго перебирала старые фото, но нашла только Брагина с теткой. «Вы знаете, на этих снимках даже узнать сложно, есть ли тут Ахметов. Он с тех пор сильно изменился. Вот, например, мальчишки с нашей улицы. Я уже не вспомню, где тут кто. Может, улыбающийся мальчонка на заднем плане – это и есть наш Ринат», — Люда протянула фото.
Однако Людмила не теряла надежды – пообещала поискать в альбомах своей сестры. «Она с мальчишками Ахметовыми больше общалась. Ведь брат Рината, Игорь, мы его называли Худым, безумно любил мою сестру. Отчасти поэтому и Ринат пытался за мной ухаживать», — рассказала Людмила. Отец сестер был категорически против этой связи, он считал, что его русской дочке унизительно связывать свою судьбу с татарином. «Он Светлане по десять раз на день повторял: «Не позорь меня!». Как сейчас помню, Худой вечером перелезал через забор, стучался в окно. Тут выходил разъяренный отец и выбрасывал его за ворота», — рассказывает женщина.
Позже журналист сумел встретиться со Светланой. В чертах женщины до сих пор заметно, что Джульетта Игоря Ахметова была красавицей – тоненькой блондинкой с пухлыми губами.
— Да, была любовь. Как мне за него от отца доставалось! Помню, с троллейбуса на остановку раньше выскакивала, чтобы провожать не увязался. А то отец увидит — беда. Но все равно тайком встречались. Помню, Игоря в армию провожали, я даже сознание потеряла. Он вернулся — сразу к отцу побежал свататься, но отец его опять выгнал…
— А Ахметов в армии служил?
— Нет, не служил. Точно не служил.
— Почему?
— Откупился.
— Но разве в те времена можно было откупиться? Ведь тогда парней в Афган забирали.
— За большие деньги — можно.
— А что, у Ахметова в 18-20 лет большие деньги были?
— Были.
Светлана замолчала. Развивать эту тему женщина упорно не желала. Но развязку истории Ромео и Джульетты из поселка Октябрьский рассказала. После очередного разговора с отцом Светлана отказалась встречаться с Игорем. Все-таки за годы армейской службы ее чувства охладели. Игорь выбрал себе другую девочку — Ирину, сестру одноклассницы Людмилы Черноног. Вскоре на ней и женился.
Светлана вышла замуж за парня, которого одобрил отец. Сейчас она вдова. «Местные малолетки вымогали денег и отрезали мужу голову», — рассказывает Светлана. Случилось это 10 месяцев назад. Как видим, поселок Октябрьский, который находится всего в нескольких минутах от центрального вокзала, хоть и является малой родиной самого богатого украинца, — остается кузницей молодых криминальных «кадров».
Жуткие воспоминания добавляют сестрам смелости, и они начинаю рассказывать о вещах, о которых несколько минут назад журналист тщетно допрашивался. «Во времена нашей молодости еще хуже было! Убивали в поселке многих. У нас тут стрельбища такие были! Заказные убийства. На мотоцикле едут с обрезом — через забор стреляют. Вот мой друг – Утенок — по молодости встречались, он потом с Аликом Греком работал. Так его и расстреляли. Мишу Дворного тоже убили. В одной компании с Аликом был. У нас на поселке молодежь тогда модная и крутая была. Именно мой возраст. Пацаны все были «крутые»! Половины уже нет в живых. Те, кто живы остались, сейчас удивляются: как это Ринат смог пробиться и не погиб? Почему у других не получилось? Значит, была рука, которая его тащила. Я вам скажу, даже в горисполкоме у него связи были», — рассказывает Людмила.
«Много ты знаешь, — иронично перебивает сестру Светлана. — Это моя компания была, мои друзья. Пока ты по заграницам ездила — это происходило на моих глазах. Ринат у нас был самый юный. Его брат Игорь привел. С Брагиным «работали» Утенок, Фарид, Роман — все трое убиты. Леснов Вадим вместе с Ринатом боксом занимался — тоже убитый».
«А живым из той компании хоть кто-то остался?», — спрашиваю у женщин.
«Очень мало. Несколько людей. Вот, граф Бакалов сейчас на поселке живет. В те времена хвалился, что его во Львове воры короновали. Равиль Аистов живой. Кстати, это он был за рулем автомобиля, на котором Брагин ехал последний раз на стадион «Шахтер». Повезло ему – в ложу стадиона, где была заложена взрывчатка, Равиль с Аликом не поднялся. Еще я осталась. Я их всех хорошо знала. Алик как-то мне говорил: «Девочка, если ты будешь болтать, сама понимаешь…» Да, было времечко! Да что говорить — на мне тогда три брильянта болталось…», — Светлана замолкает.
Сестры Матвейко не даром советовали журналисту искать друзей молодости Ахметова на кладбище. Мужчин 40-50 лет в поселке почти нет. «Разъехались, спились, скололись, сели, убиты», — говорили местные. «Ищите их на кладбище, вот из моего класса 10 человек остались в живых, и то преимущественно женщины», — рассказал мужчина едва постарше Ахметова. Он наотрез отказался «светить» свое имя.
Как видим, ключевому человеку в украинской политике и бизнесе пришлось пройти беспощадный естественный отбор, прежде чем добиться высот мирового бизнеса. Согласитесь, такой соперник окажется не по зубам любым выходцам из относительно благополучных украинских Хоружевок, у которых при воспоминаниях отрочества пред взором встают флегматичные коровы, пахнет свежескошенными травами и мирно гудят пчелы.
На тему, как удалось пробиться Ахметову, чем он занимался в своей жизни после окончания школы в 1983 году, где был до 1995 года, когда он стал перспективным молодым банкиром, что известно о тех временах, когда массово уходили из жизни его одногодки, земляки Рената говорят очень неохотно.
Те, кто знал в те годы Ахметова , предпочитают держать язык за зубами. Особенно удивительно, что никто не может вспомнить, какое-либо мирное занятие Ахметова в юности. Его не помнят ни шахтером, ни строителем, ни почтальоном.
На вопрос: «Где работал после школы?» земляки Рината Леонидовича в один голос твердят: «Не знаем!».
— Может, учился в институте?
— Вроде бы да.
— Может, был в армии?
— Вроде бы нет.
— Почему?
— Не знаем.
И снова по кругу… Вырвать хоть какую-то информацию о самом богатом украинском предпринимателе оказалось делом практически нереальным. Например, журналисту посоветовали обратиться к жителю поселка, другу детства Игоря Ахметова Вячеславу Выглядовскому. На вопрос: «Расскажите хоть что-то о молодости Рената, хоть самое безобидное», наш собеседник ответил: «Безобидное?! Ха! Об Ахметове можно только обидное. Но я не буду…».
Татьяна Чорновол, Обозреватель, 17.01.2007, Сompromat.Ru