Временная следственная комиссия Рады: подковерные игры Бахтеевой
октября 10, 2013
Раcследование об истинных причинах и возможных последствиях работы «Временной следственной комиссии» ВРУ по проверке закупок Минздрава.
15 мая 2013 года, постановлением № 2690, Верховная Рада сформировала временную следственную комиссию с официальной формулировкой «по вопросам расследования фактов нарушений законодательства при осуществлении государственных закупок, неэффективного использования государственных средств и злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц Министерства здравоохранения Украины, других государственных предприятий, учреждений и организаций в сфере охраны здоровья и фармацевтической отрасли».
Комиссия на сегодня продолжает свою деятельность, а входящие в нее депутаты время от времени выступают с более или менее громкими заявлениями о «новых выявленных сомнительных закупках МОЗ». Казалось бы, народные депутаты, чья честность и принципиальность известны всем гражданам Украины, должны объективно и квалифицированно проверить МОЗ. Однако на поверку оказывается, что затея с созданием временной следственной комиссии – скорее пиар-ход, предназначенный для кадровых перестановок в Минздраве с целью обретения контроля над закупками и тендерами МОЗ определенными группами влияния в Верховной Раде. Что же касается надежности и квалифицированности самих членов комиссии – то эти параметры выглядят на сегодня крайне сомнительными.
Прежде всего бросается в глаза тот факт, что 80% членов комиссии не имеют прямого отношения к медицине. И это не потому, что в медицине «все разбираются»: эта отрасль требует специальных и широких знаний, а фармацевтика – вообще отдельная сфера. Однако речь в расследовании комиссии идет не о медицине. Речь идет о деньгах, на которые МОЗ проводит ежегодные закупки. Сумма в 2,1 миллиарда гривен в год (а именно столько МОЗ закупает по тендерам) – совсем небольшая, если сравнить ее с расходами других министерств, а закупки МОЗ составляют не более 8-11% отечественного фармацевтического рынка. Однако именно деньги являются пристальным объектом внимания комиссии. Какое отношение каждый из них может иметь к деньгам на медицину, и каков стимул их вмешаться в явно чуждую и незнакомую сферу здравоохранения? Биографии членов Временной следственной комиссии помогут разобраться в этом вопросе.
Двое из ларца
Характерными и главными лицами в деятельности всей новоиспеченной «комиссии» являются, конечно, ее глава и заместитель. Кто они?
Глава комиссии. Дырив Анатолий Борисович, партия «Батькивщина». Медицинского образования не имеет. В криминальных кругах Ивано-Франковска известен под кличкой «Дыра». В СМИ появлялась информация о том, что в 90-х годах Дырив якобы имел отношение к львовской ОПГ, занимающейся рэкетом и оборотом наркотиков. В частности, Анатолий Борисович якобы проходил по ряду уголовных дел, касающихся коррупции, мошенничества, вымогательства группой лиц в крупных размерах, а также хулиганства. В свое время А.Б.Дырив заключил сделку на продажу воинской части, находящейся на границе Богородчанского и Рожнятовского районов. Никакой воинской части на самом деле не существовало, в связи с чем афера всплыла довольно быстро. В 2008 организация «Антикриминальный выбор» заявила, что Дырив, используя фирму «Спец-буд-33», присвоил 50 тысяч бюджетных гривен, предназначенных для ликвидации последствий наводнения в Рожнятовском районе. Против Дырива было открыто уголовное дело (часть 5, статья 191 УК) — хищение в особо крупных размерах. В 2009 году Дырив взял у банка кредит под залог трактора, который впоследствии, как сообщают СМИ, сам у себя похитил. Правоохранителями в действиях А.Дырива были обнаружены признаки преступления по статье 190, части 4, а именно завладения средствами банка обманным путем.
Биография Анатолия Дырива не оставляет сомнений, что он способен разобраться в коррупционных закупках, так как этот политический деятель знаком с коррупцией не понаслышке.
Однако какое отношение Дырив имеет к медицине? Инсайдеры в Верховной Раде сообщают, что господин Дырив является лоббистом медицинских законопроектов «по найму» и защищает те проекты, о которых с ним договорено. В частности, совсем недавно Дырив зарегистрировал проект, который позволит матерям не прибегать к вакцинации детей. Учитывая, что в Украине и так процент детей, прошедших прививки, близок к «передовым» странам Африки (в Нигерии привито 52% детей, у нас – 40%) это следует расценивать как готовность Дырива принять на себя ответственность за рост смертности детей. Смертности от таких обыденных заболеваний, как корь (медики помнят эпидемию кори 2006 года, когда в Украине от «детской болезни» погибло 5 детей из заболевших 46 000), столбняк (вероятность смерти заболевшего – 60%, единственный способ получить иммунитет – прививка), дифтерия (эпидемия этой страшной болезни в 90-х годах унесла, по неофициальным данным, жизни 700 маленьких украинцев) и ряда других болезней.
Заместитель главы комиссии — Олег Иванович Гелевей, представитель ВО «Свобода». Медицинское образование имеет. Подозревается в нелегальной торговле органами. Более того, нисколько не боится подтверждения этих слухов. Вплоть до того, что не так давно зарегистрировал в Верховной Раде законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О трансплантации органов и других анатомических материалов». Этим законопроектом предусматривается введение норм, в соответствии с которыми в исключительных случаях можно будет брать анатомические материалы у живого донора независимо от семейной или любой другой принадлежности к реципиенту.
Не будем больше ничего о нем говорить. Предоставим слово его бывшему партнеру по бизнесу — Василию Волге: «Да, тот самый Олег. Так вот пока я занимался выборами, он, как впоследствии выяснилось, системно воровал. Но это еще полбеды. Олег и целая группа из нашей корпорации, которая его поддержала, создали несколько инвестиционных фондов, через которые стали прокачивать деньги корпорации. Как оказалось, только наличкой было украдено больше одного миллиона долларов. А сколько прокачано через эти инвестиционные фонды, через другие оборудки, это установить оказалось почти невозможно. Потом я узнал, что они еще во время выборов, тайно от меня собравшись, приняли решение, что, если я не становлюсь депутатом, они меня вычеркивают, как не представляющего больше для них интереса. И потом, как только я проиграл выборы, они начали действовать».
Снова приходится напоминать. Только что речь шла о народном депутате, члене Временной Следственной Комиссии Верховной Рады, призванной проверить «случаи коррупции и воровства» в государственном учреждении. А также о человеке, обвиняемом партнерами в «системном воровстве» и социал-националисте, подозреваемом в торговле органами.
Круг приглашенных
Может быть, таковы только два главных лица в комиссии Верховной Рады? Увы, список остальных участников комиссии не только не реабилитирует ее, а наоборот, усугубляет подозрения.
Журавский Виталий Станиславович. В прошлом — лидер Христианско-Демократической Партии, знаменитой своим Черновецким. Член Национальной Спилки Журналистов Украины и, несмотря на это — автор одиозного законопроекта о клевете, в свое время потрясшего всю страну. Любимец прессы, прославившийся благодаря упоминаниям о скандальных оргиях с его участием.
Владимир Юрьевич Мисик. Харьковский бизнесмен, замешанный в ряде скандалов и обвинений в рейдерстве. Контролирует компанию «Кулиничёвский хлебокомбинат», являясь монополистом по производству хлеба в харьковской области и окрестностях. «Сторонник жестких методов завоевания рынка».
По мнению журнала «Фокус», его состояние — более 30 миллионов долларов. В свое время прославился тем, что обвинил проверяющую комиссию облсовета в попытке поджога его предприятия подожженными пучками соломы. Являясь фактическим монополистом на производство хлеба, в 2007 году остановил завод, чтобы оставить Харьков без хлеба и надавить на городскую власть, добиваясь от нее преференций для своего бизнеса. В то же время и сам объявил голодовку, которую, однако, очень быстро прекратил.
Поляченко Юрий Владимирович. С 1999 до 2007 годы уже занимал руководящие посты Минздрава, вплоть до поста министра (с 2005 по 2007). Знаменит своими нестандартными взглядами на проблему коррупции. Выступил с предложением «Бери, но декларируй», тем самым предложив узаконить взяточничество в медучреждениях. За годы работы Поляченко не раз высказывался в духе того, что медицину в Украине нужно в корне менять. Тем не менее, никаких коренных изменений не воспоследовало. С другой стороны, именно при Поляченко в коридорах Минздрава появился бизнесмен-фармацевт Борис Литовский. На протяжении долгих лет спустя в фармацевтической среде говорили «в МОЗ – только через Литовского»: по сообщениям СМИ, близкий к Поляченко бизнесмен отвечал за тендеры и закупки.
Шипко Андрей Федорович. Позиционирует себя, как «профессионального медика». Данные о работе медиком отсутствуют. С 1999 года занимается строительным бизнесом вместе с двумя братьями, занимающими посты во власти Днепропетровской области. Эффективный менеджер — был одним из инициаторов скандального введения в Никополе «полусухого закона» — тотального запрета на продажу любого спиртного в период от 22.00 до 8.00, провалившегося с первого же дня вступления в законную силу. Известен цитатой «я все-таки считаю, что в мире должен быть не порядок, а гармония». В рамках достижения гармонии вместо порядка, в 2004 году помог «оранжевой революции» на местном уровне в Днепропетровске, а в 2006 уже начал свое восхождение ко всеукраинской власти в рядах партии регионов.
Донец Татьяна Анатольевна. Владелица самого дорогого автомобиля Верховной Рады — Bentley Continental GTC. Семья Донец в Днепропетровске считается «кошельками» скандально известного Павла Лазаренко. В свое время, стремительно покидая страну, Павел Иванович переписал часть активов на мать Татьяны Донец — Наталью Донец. После чего Наталья Донец активы мгновенно присвоила и о благодетеле Павле Лазаренко постаралась забыть навеки. Ее дочь попала в Верховную Раду по квоте Яценюка, которому понравилось, как она боролась против закрытия детских садов. По сообщению же самой Татьяны Донец, никаких детских садов она не отстаивала.
Ващук Екатерина Тимофеевна. На счетах Екатерины Тимофеевны — 2 миллиона 881 тысяча 807 гривен. Утверждается, что Екатерина Тимофеевна является одним из людей, причастных к крушению банка «Надра». А в отношении контролируемой Екатериной Ващук компании «Юнта-ТТ» прокуратура Одесской области в свое время возбуждала уголовное дело в связи с незаконным получением из госбюджета компенсации НДС на сумму 13 млн гривен.
Ионова Мария Николаевна. В прошлом — консультант Президента Виктора Ющенко. Муж Марии Ионовой — Мирон Василик, в прошлом работник Госдепа США, по информации СМИ, определенное время занимался пиар-обеспечением Кличко. Общие доходы Ионовой, согласно декларации, в 2011 году — 2 363 гривны. При этом из США члены семьи Марии Ионовой получили 1 миллион 298 тысяч гривен. Нет, Мария Ионова не является иностранным агентом влияния. Просто она замужем за «бывшим» работником Госдепа, а её семья финансируется из-за рубежа.
Медицина – разменная монета
Мы познакомились с членами временной комиссии ВРУ. Биографические сведения, приведенные в этой статье – ни для кого не секрет, все они взяты из общедоступных источников. Какие же мотивы заставили этих людей, отягощенных сомнительным прошлым и депутатскими мандатами, собраться в комиссию по проверке деятельности МОЗ Украины, если учесть, что половина из них не имеет к медицине никакого отношения?
Основная причина – недовольство тендерными закупками МОЗ в 2012—2013 году, сложившееся на двух уровнях.
Низший уровень – украинский фармацевтический бизнес, недовольный результатами тендеров и постоянно ищущий возможности вернуться в МОЗ со своими «проектами». Яркий пример – господин Литовский, связанный с помянутым Юрием Поляченко. С 2004 года, задействовав компанию «Фармацевтический завод «Фармадом», гражданин Израиля Литовский успешно срывал тендеры МОЗ. Целью опротестования тендеров Литовским было повышение здоровья украинского народа, а еще – ввоз некачественных индийских химиопрепаратов для лечения рака. Уже тогда схема «опротестовываем существующие закупки – заводим на Минздрав свои фирмы» показала свою эффективность (если не считать досадные срывы вроде международных скандалов и уголовных дел). Воспользоваться этой схемой мечтает не только Литовский, а целый ряд приближенных к Минздраву в то или иное время бизнесменов.
Высший уровень – политики, которые обладают огромным опытом коррупционного сосуществования с Минздравом Украины. Этот опыт они накопили еще в 2000-е годы, но последние два года воспользоваться им уже не удается: схема, при которой 7 фирм выигрывали все тендеры, разрушена. Именно эти политики могут себе позволить найм группы депутатов для работы против МОЗ и для дискредитации министерства. Конечная цель – снятие министра и замена его на «своего человека». Следующий шаг – полное изменение структуры закупок и тендеров МОЗ. В этом случае возвращение индийских препаратов и закупка лекарств по цене втрое выше рыночной – не за горами. Тогда экономия в более чем 300 миллионов гривен, достигнутая МОЗ за 2011—2012 год на закупках препаратов и медикаментов, уйдет в прошлое: зачем экономить, если куда выгоднее тратить? Итог – возвращение ситуации, когда медицинам не хватало препаратов для борьбы даже с туберкулезом, не говоря об онкологии, СПИДе и других опаснейших заболеваниях.
В частных беседах врачи признаются, что ужас вызывает даже не это: в конце концов, победа «своих фирм» на тендерах может принести небольшой вред. Куда страшнее то, что ни сами члены временной комиссии, ни их спонсоры, натравившие их на министерство, ничего не понимают в медицине.
Они легко включаются в кампании против вакцинации (в результате ставя под угрозу эпидемии и тысяч смертей целое поколение украинских детей).
Они легко пренебрегают мнением международных ассоциаций, принимая решение о ввозе некачественных препаратов.
Они легко искажают цифры и цены в угоду сиюминутной выгоде.
Они – истинное лицо Верховной Рады. Ими ловко манипулирует регионалка Татьяна Бахтеева.
Анастасия Марцинюк, 40ka.info