Гослекслужба – от потребителя к монополисту
июня 19, 2014
На днях новый председатель Государственной службы Украины по лекарственным средствам Михаил Пасечник высказался по поводу дальнейшей стратегии работы своего подопечного ведомства. Само назначение и объявленный вектор деятельности вызывают ряд вопросов на фоне необходимости реформирования системы государственного надзора в фармацевтической отрасли и общественный резонанс на фоне повышения стоимости лекарств для населения, сообщений о коррупционных схемах бывшего руководства и ряда противостояний Гослекслужбы с отдельными отечественными производителями лекарственных средств.
Вызвало существенное беспокойство изменение направления работы ведомства. Фактически существует два вектора политики государственного надзорного органа. Один направлен на защиту прав пациента – потребителя, другой на защиту интересов бизнеса, то есть игроков фармацевтического рынка. Указанные векторы по своей сути противоречат друг другу и конкурируют между собой. Иногда достижения стремлений одного прикрываются лозунгами другого. До сих пор между ними существовал хотя бы номинальный баланс. Более того, во времена управления Гослекслужбой Алексея Соловьева вектор было существенно смещен в сторону пациента:
2010 окончательно завершен переход отечественных фармацевтических предприятий на европейские стандарты Надлежащей производственной практики (GMP);
2011 год в Украине начала внедряться Надлежащая практика дистрибуции (GDP);
2013 требования GMP стали обязательными для зарубежных производителей;
введено лицензирование импорта (как инструмента повышения ответственности производителей и поставщиков зарубежных лекарств);
стало обязательным требование по GDP для дистрибьюторов;
начато внедрение надлежащей аптечной практики …
Все эти мероприятия требуют значительных финансовых затрат игроков фармацевтического рынка, однако положительно влияют на качество лекарственных средств и их безопасность для здоровья пациентов – граждан Украины.
Широко известный конфликт Гослекслужбы с отечественным производителем ОАО «ИнтерХим» вокруг кодеиносодержащих препаратов был очередным признаком борьбы за здоровье наркозависимых пациентов.
На данный момент, при поддержке министра здравоохранения Олега Мусия, Алексей Соловьев на посту председателя Гослекслужбы заменен Михаилом Пасечником, который является президентом ВОО «Аптечная профессиональная ассоциация Украины» (ВОО АПАУ), основателем фармацевтической компании «Фалби», которая на сегодня является одним из ведущих операторов фармацевтического рынка Украины, входит в число крупнейших поставщиков лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Розничная сеть компании, которая насчитывает более 250 аптек по всей территории Украины, является одной из самых разветвленных в стране.
Эта смена руководства горячо поддержана как членами ВОО АПАУ – крупными аптечными сетями, ОДО «ИНТЕРХИМ» и другими производителями, у которых возникали конфликты с Гослекслужбой. Вероятно, такая поддержка вызвана надеждами производителей на существенное ослабление давления органа государственного контроля на их деятельность. То есть назначение Пасечника, это компромисс министра Мусия с крупными игроками аптечного бизнеса и производителями…
Об этом свидетельствуют переговоры Мусия с ОДО «ИНТЕРХИМ» и его заявления журналистам. «Они (кодеиносодержащие препараты – ред.) не будут поставлены на предметно-количественный учет, но контроль их отпуска будет чрезвычайно строг. И здесь я вижу большую работу общественности. Следить будут организации, которые борются с коррупцией, с наркоманией», – заявил на брифинге журналистам министр. Из них следует, что Мусий осознает и публично признает факт использования кодеиносодержащих препаратов наркозависимыми людьми, признает эту проблему существенной, но не желает принимать меры по прекращению нецелевого применения этих препаратов, путем их постановки на предметно-количественный учет. Таким образом ОАО «ИнтерХим» одержал победу над своим оппонентом – Гослекслужбой.
Следует обратить внимание, что Алексей Соловьев не раз поднимал проблему эффективности госрегулирования цен на лекарственные средства. При этом он отмечал, что когда 76% стоимости препарата формируется производителем / импортером, а правовые основания для влияния на их ценообразование отсутствуют, такое регулирование – не только малоэффективно, но и вполне легально создает возможности для злоупотреблений с формированием цены как при госзакупках, так и в розничной сети. Именно в это время смена руководства Гослекслужбы и изменение вектора ее политики стали необходимыми для монополистов фармацевтического рынка.
Михаилом Пасечником заявлены общие декларации о пути интеграции в ЕС, при этом мягко завуалирована тема отмены министром Мусием норм надлежащей дистрибьюторской практики (GDP) в марте 2014 года. Также глава лекслужбы выразил уверенность, что процесс создания новой редакции Закона Украины «О лекарственных средствах» не будет быстрым. Заверил о роли Общественного совета при Гослекслужбе, однако ни слова не сказал о проблемных с кодеиносодержащих препаратами вообще и в частности с ОДО «ИнтерХим». Не озвучив проблемы с ценообразованием на лекарственные средства, задекларировал удаление из Лицензионных требований нормы о лишении предприятия лицензии за несоблюдение дисциплины цен. И это на фоне стремительного роста недоступности лекарств для пациентов и, пока неудачных попыток Министерства экономического развития и торговли Украины окончательно зарегулировать розничные надбавки! Такая позиция нового руководителя Гослекслужбы свидетельствует об изменении вектора политики на 180 градусов от проблем пациента к желаниям производителей, импортеров и дистрибьюторов получать сверхприбыли. Следует констатировать, что представитель крупного аптечного бизнеса на должности руководителя органа государственного надзора за таким бизнесом, не намерен ограничивать его аппетиты для защиты интересов потребителя. Это закономерный итог договоренностей министра здравоохранения с крупными игроками фармацевтического рынка за счет интересов пациентов. Баланс нарушен. Окончательно или нет – покажет время.
Ольга Свириденко, для Национального бюро расследований Украины