Укринбанк. Новый вид рейдерства
сентября 3, 2014
Благодаря “Укринбанку” отечественный банковский сектор превращается в Сомали…
Подобные новости банковского сектора приводят рынок в ужас. Особенно то, что подобное происходит прямо сейчас, в разгар осуществления против Украины внешней военной агрессии. Феодосийское госпредприятие по обеспечению нефтепродуктами после длительных безуспешных попыток вернуть свои деньги вынуждено подать иск в суд против банка, в котором обслуживалось. Госпредприятие Минтопэнерго судится с Укринбанком … за собственные 30 млн грн на счетах в этом банке, к которым уже полгода не может получить доступ. Вдумайтесь. Коммерческий банк, принадлежащий луганским регионалам во главе с Александром Ефремовым и Виктором Тихоновым, просто изъял средства госпредприятия. Это не спорный актив, не залоговое имущество, это средства на расчетном счете.
После аннексии Крыма Российской Федерацией ГП “Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами” как и большинство украинских предприятий АРК перерегистрировалось в Киеве как ГП “Предприятие по обеспечению нефтепродуктами” в структуре Минтопэнерго. Однако, перевести свои средства со счета в “Укринбанке” так и не смогло. Кроме того, что со стороны банка это прямое нарушение хозяйственных обязательств, прописанных в договоре обслуживания, это также нарушение банковской тайны, и по сути, — хищение государственных средств. В результате таких действий банка работа госпредприятия (и в частности, обеспечение сил АТО нефтепродуктами) заблокирована. Банком нарушены практически все нормативные акты, касающиеся банковской деятельности – от Хозяйственного и Гражданского кодексов, законов о банках и о переводе денежных средств до инструкций НБУ.
Согласно действующему законодательству (ст. 75 Закона о банках и банковской деятельности), если банк не уведомил клиента письменно с указанием причины невыполнения требования клиента и не принял мер для возобновления своей платежеспособности, НБУ обязан приянть решение об отнесении банку к категории проблемных. Соответствующие обращения в НБУ, Генеральную прокуратуру, а также иск в суд о наложении ареста на имущество банка и взыскания с него украденной суммы госпредприятие уже направило, но когда именно бюрократический аппарат начнет предпринимать действия по защите его от произвола банка, не знает никто. В течение этого периода предприятие вполне может обанкротиться, ведь 30 млн грн оборотных средств – сумма немаленькая. Это невыплаченные зарплаты и налоги , несовершенные закупки нефтепродуктов, невыполненные обязательства. За Укринбанком и раньше водились грехи вроде вольного распоряжения депозитами клиентов либо одностороннего увеличения процентной ставки по кредитам в несколько раз от первоначальной. Но все они как-то сходили с рук, особенно учитывая то, что политический патронат банка осуществляла луганская группировка партии регионов – Александр Ефремов и подконтрольные ему председатель правления Укринбанка Владимир Клименко (ранее руководил обанкротившимися в результате незаконного выведения средств “Автокразбанком” и банком “БИГ Энергия”, участвовал в отмывании средств через “Брокбизнесбанк”) и его партнера, совладельца Укринбанка экс-замглавы СБУ Николая Герасименко. После событий февряля 2014 года большинство регионалов перевели свои средства, в спешке после бегства Януковича вывезенные из ГНАУ, Донбассэнерго, банка “Союз” и других интересных мест именно в Укринбанк, благодаря чему эти уважаемые люди спокойно остались в стране и не стеснены в средствах.
Несмотря на то, что Укринбанк является одним из первых украинских коммерческих банков, его репутация всегда была сомнительной. От консолидирования активов с ним отказывались другие банки, а от инвестирования в него отказывался бизнес. Несколько сомнительных историй по перепродаже залогового имущества предприятий, взявших кредиты в этом банке, ряд скандалов поменьше вследствие отказов физлицам по выдаче депозитов — и репутация в банковском секторе надолго испорчена.
Поняв, что невозможно одновременно греть руки мелким жульничеством и привлекать средства серьезных инвесторов, в 2004 году его собственники приняли решение готовить банк к продаже. Происходило это опять же за счет клиентов. Когда следка сорвалась, предпродажная подготовка за счет клиентов происходила еще и еще раз.
Когда в Украине закончились даже потенциальные покупатели, Клименко продолжил поиски зарубежом. Но до сих пор банк так и не продан. Его репутация идет впереди него. По сути Укринбанк – это пирамида МММ в банковском бизнесе. Старые платежи осуществляются за счет новых клиентов, которых удается заманивать “выгодными” предложениями. Куда идут “вырученные” таким образом деньги? Не исключено, что непосредственно на финансирование террористических организаций в Луганской и Донецкой областях.
Кстати, первые проблемы с задержкой платежей Феодосийского госпредприятия со стороны Укринбанка начались с весны этого года, ровно тогда, когда в Крым уверенно заходили зеленые человечки. И в это же время, по странному стечению обстоятельств, пресс-служба Укринбанка распространяет заявление председателя набсовета Владимира Клименко о том, что “входящий в группу крупных банков “Укринбанк” планирует в 2014 году увеличить уставный капитал на 200 млн грн — до 605 млн грн, в настоящее время банк завершает процедуру увеличения уставного капитала на 100 млн грн – до 405 млн грн. После регистрации эмиссии акций акционеры рассмотрят вопрос об увеличении уставного капитала еще на 200 млн грн”, — сказал Клименко”. Создается впечатление, что Укринбанк узнал об аннексии раньше всех в Украине и не сомневался в том, что кража государственных денег сойдет с рук, поэтому спокойно планировал увеличение уставного капитала за счет сворованных у клиентов денег.
Пиратствующие банки – это худшая характеристика для государства, которое борется за свое право существовать и называться цивилизованным. Это самое страшное, что можно придумать об украинской банковской системе, для которой сейчас доверие клиентов – это тонкий лед, по которому скользит наша экономика. И, если Украина сейчас и дальше будет позволять себя нагло обворовывать сомнительным финучреждениям, цинично и безнаказанно нарушающим закон, — это точно не самый хороший сигнал для ЕС и мира со стороны украинского государства и Президента. Особенно после полученного с трудом одобрения МВФ и ЕС выделить Украине очередные транши кредитов и финпомощи для стабилизации экономики и непростых переговоров о помощи в войне и санкциях против России.
Владимир Павленко, Национальное бюро расследований Украины