Суперврун Петр Порошенко. Расследование
января 7, 2015
За этот год Украина пережила немало потрясений и, заодно, две досрочные избирательные кампании. Традиционно, за этот период на граждан выливались сотни обещаний от разных политиков, большинство заведомо популистских. В любом случае, каждый избиратель на каждых выборах, почти как в новогоднюю ночь, надеялся на чудо: рассчитывал на определенные изменения и выполнения хоть какого-то из обещаний. Самые громкие из них, безусловно, давали политики, претендовавшие на главные кресла во власти.
Избирательная кампания Петра Порошенко, получившего в первом туре кредит доверия более чем половины украинцев, была весьма многообещающей. Будущий президент не скупился на слова.
Что из обещанного кандидатом в президенты Петра Порошенко осталось за скобками его президентства?
Деньги и новый Майдан
Пожалуй, одно из самых запомнившихся среди неисполненных президентом обещаний – продажа собственного бизнеса. В предвыборный период Порошенко обещал, что как честный политик продаст все свои компании, оставив лишь собственный медиаресурс «5 канал».
«Если меня выберут, я продам Roshen. Как президент Украины я хочу и буду заботиться только о благосостоянии страны», — заверил Порошенко в интервью немецкому изданию Bild. Еще раз он повторил это обещание во время инаугурации: «Сразу после этого, я подпишу договор с компанией, которая начнет поиск инвесторов», — сказал президент. Однако с течением времени его риторика изменилась. Оказалось, что только одна из корпораций президента – Roshen – оценивается в малоподъемную для кого-либо сумму, а оборот компании в год составляет 1,2 млрд. долларов. Потому избавиться от нее в условиях экономического кризиса не так легко. Такая же проблема возникает и при продаже других активов.
Впрочем, многих волнует не только вопрос владения бизнесом, но и условия существования того же Roshen в России. Известный диссидент Левко Лукьяненко в интервью «Главкому» даже напророчил президенту новый майдан, если тот не выполнит своего обещания и не избавиться от бизнеса.
Власть и централизация
В своей предвыборной программе Петр Порошенко пообещал не брать на себя полномочий больше, чем ему вверил народ Украины. Кроме того, президент декларировал, что буде делиться властью – переходить от жесткой централизации к децентрализации с соответствующими изменениями в Конституцию уже в этом году. Оба эти обещания были нарушены. Мало того, что к концу 2014 года никакие изменения в Конституцию внесены не были, Венецианская комиссия высказала ряд замечаний относительно президентской версии нового Основного закона. Основные из них касаются того, что в проекте предполагается, что президент будет назначать своих представителей на места для жесткого контроля за функционированием местных органов власти. Такой подход вызвал критику экспертов, поскольку, по их мнению, это приведет к тому, что один назначенец от президента сможет блокировать решения избранных местных органов власти. Таким образом, эффективность децентрализации сводится к нулю.
Война и ее цена
«Антитеррористическая операция не может и не будет продолжаться 2-3 месяца. Она должна и будет длиться часы…», — так считал Петр Порошенко накануне выборов. Это обещание изначально звучало фантастически, но президент на нем не остановился, а народ ему охотно поверил. Петр Алексеевич также пообещал поднять плату бойцам АТО и цифра была более чем амбициозная — 1 тысяча гривен в день уже со второго дня после выборов, с 26 мая. Кроме того, президент сказал, что жизнь солдат будет застрахована на 1 млн. гривен.
На данный момент заработная плата украинских бойцов колеблется от 3 до 8 тысяч гривен, но лишь в месяц. Что же касается жизни солдат – ее оценивают в 500 необлагаемых минимумов. На данный момент эта сумма не превышает 609 тыс. гривен. Не говоря уже о том, что бюрократическая процедура получения справки-подтверждения, что человек действительно воевал и погиб в ходе сражений достаточно сложна, а доказать что-либо относительно тех, кто погиб на фронте до осени и принятия соответствующего законодательства практически невозможно.
Мир и террористы
Президент был щедр и на обещания относительно мира. В этом контексте звучало три громких фразы: завершить конфликт с Россией в течение трех месяцев, не проводить переговоры с террористами, не позволить гибнуть украинцам. На данный момент каждое из этих обещаний полностью провалено. Трехмесячный срок для прекращения конфликта был исчерпан еще в конце августа, даже во время «режима тишины» не прекращали поступать новости об утратах с украинской стороны. А в переговорах по так называемому мирному урегулированию участвовала страна, методично поставляющая оружие и другую поддержку террористам на восток. В министерстве юстиции недавно даже заявили о намерении обратиться в международный суд ООН с целью признания России страной, финансирующей терроризм.
Не такие выборы
Избираясь на пост главы государства, Петр Порошенко указывал, что обеспечит полную перезагрузку власти: «Приложу все усилия в рамках своих конституционных полномочий, чтобы к концу 2014 года прошли досрочные парламентские выборы на пропорциональной основе по открытым спискам». Частично это обещание было-таки исполнено – выборы состоялись. Однако прошли они далеко не по пропорциональной системе. Одиозную мажоритарку так никто и не отменил, в частности по настоянию самого Петра Алексеевича, да и вопрос открытых списков никто решать не торопился. Учитывая рейтинг президента, его команда делала немалую ставку на мажоритарные округа, в надежде провести как можно больше штыков под брендом Блока Порошенко. Но именно мажоритарка позволила попасть в парламент далеко не новым лицам, совершенно не стремящимся «жить по-новому».
Квотный принцип
Вместе с перезагрузкой страны и выборами, Петр Порошенко обещал перейти к качественно новым политическим практикам. Так, к примеру, было обещано, что новая власть отойдет от опыта распределения должностей в Кабинете министров и парламентских комитетах по квотному принципу. В постмайданный период тема профессионального, технократичного правительства укрепилась в общественном дискурсе. Все рейтинговые политики и их партии взяли эти слова на вооружение. Более того, по словам замглавы фракции «Блока Порошенко» другу президента Игоры Кононенко, правительство было сформировано не на основе квот. Хотя, многие назначения и недовольство общественности свидетельствуют совсем о другом.
Политическая конкуренция
Долгий политический опыт и стремление «жить по-новому» продиктовали президенту и следующее обещание: подать в Верховную Раду законопроект о парламентской оппозиции. Это должно было стать одним из первых шагов на новой должности. Однако никакого законопроекта не было. Более того, темы законодательных гарантий для оппозиции нет даже в общественном дискурсе. В то же время, в парламенте дожидается своей судьбы проект о парламентской оппозиции, проголосованный с подачи остатков регионалов и выписанный под них.
Оборона
До конца года президент обещал предоставить план реформирования оборонного сектора. Такое обещание прозвучало в начале октября. Соответствующий план должен был быть передан парламенту до конца этого года. На данный момент, такого проекта в Верховной Раде и близко нет.
Интересно, что ответственную должность в администрации президента за наиболее приоритетную на данный момент направление – оборону и армию – президент поручил миллиардеру Юрию Косюку. За полгода работы «куриный король» Косюк явно не показал результата. Слухи о том, что он якобы длительное время просился в отставку появились еще в начале осени, однако соответствующий указ президента увидел свет лишь в конце ноября. По официальной версии, миллиардер не выдержал напряженного графика на новой и к тому же малооплачиваемой работе.
Праздник вместо наказания
Наказать ответственных за расстрел на Майдане – еще одно обещание, которое новая власть так и не смогла выполнить. Во время Дня Свободы, который президент вернул в перечень государственных праздников, родственники героев Небесной сотни высказали свое недовольство гаранту – убийства не раскрыты, погибшим за свободу на тот момент не были присвоены звания Героев Украины.
Вопреки тому, что с момента первого трагического события революции – избиения студентов прошло больше года, ни одно высокопоставленное ответственное лицо не только не понесло наказания, но и не было прямо названо генеральной прокуратурой. Так, к примеру, некоторые близкие соратники беглого президента уже собираются возвращаться в Украину и готовятся к отмене персональных санкций, что позволит им без проблем путешествовать по странам Европы. И все это лишь потому, что сама Украина так и не удосужилась доказать вину всех этих людей. Последний факт: недавно прокуратура не нашла состава преступления в одной из схем Александра Януковича. Замедленным ходом расследование уже обеспокоились даже западные партнеры и международные организации по правам человека. Президент тоже заявил, что недоволен темпами расследований, однако никаких решительных продвижений в этом направлении нет.
Окно в Европу
Начало безвизового режима с ЕС — еще одна несбывшаяся мечта Порошенко и многих украинцев. «Мы завершили уже первый этап безвизового режима и очень быстро завершим второй, чтобы с 1 января 2015 года украинские граждане имели возможность без виз путешествовать по Европе», — не так давно говорил президент. Конечно, с начала следующего года такие возможности для украинцев не откроются.
Но если границы с Европой не могут быть открыты по совершенно объективным причинам – война, отсутствие демаркации границы с Россией, то обещание увеличивать соцвыплаты в обворованной стране с истощенной казной и золотовалютным запасом изначально было проявлением чистого популизма.
Защита крымчан
«Отдельно акцентирую внимание на неуклонном соблюдении прав всех национальных меньшинств. Особенное внимание стоит уделять защите украинцев Крыма и крымских татар как коренного народа Крыма», — гласит программа президента. Уже в скором времени после оккупации выяснилось, что никаких рычагов влияния на то, что происходит на полуострове нет. Как в политическом и экономическом плане, так и в сфере защиты прав людей. Единственное, что смогла сделать Украина – перекрыть доступ к ресурсам, ограничить транспортное сообщение.
Кроме того, украинские власти обещали обратиться в международные суды и ООН для защиты прав жителей Крыма, однако пока об исполнении таких намерений не известно. Сам президент про Крым вспоминает чаще вскользь. Никаких решительных шагов в этом направлении нет. Более того, нет и переговорного процесса. Война на Донбассе оставила Крым на втором плане.
Немедленная люстрация
Немедленная люстрация в судебных, правоохранительных, налоговых и таможенных органах и, вместе с тем, обеспечение публичного контроля за назначением и деятельностью судьей. Конечно, законодательная база для такого процесса еще может быть доработана, однако выводы относительно таких громких обещаний можно делать уже сейчас. Действительно, закон об очищении власти тяжело, под давлением общественности и возгласы пикетирующих у парламента, был принят. Дальше последовал ряд громких увольнений и публикация списков люстрированных, имена которых не особо на слуху. Тем временем пошел процесс оспаривания решений об люстрации. Первыми в этом деле отметились прокуроры. И некоторые из них уже заручились поддержкой судов.
Анна Черевко, Станислав Груздев, «Главком»