Новые подробности венской «короткой встречи» Порошенко с Фирташем. Неизвестная стратегия победы. Расследование
июня 8, 2015
Венские переговоры с Дмитрием Фирташем являются самым загадочным и скандальным пятном в избрании Петра Порошенко президентом Украины.
Во время суда в Вене опальный олигарх под присягой признал, что встречался с будущим президентом и Виталием Кличко. И именно на этой встрече была достигнута договоренность о том, что лидер УДАРа поддержит владельца Roshen в борьбе за кресло президента, а сам будет баллотироваться в мэры Киева.
В апреле команда президента никак не отреагировала на судебные откровения Фирташа. В пятницу, 5 июня 2015 года, на итоговой пресс-конференции, президенту таки пришлось дать пояснения, и он, кажется, был готов к этому вопросу.
Порошенко продемонстрировал журналистам соглашение с Кличко, где содержались пункты о взаимной поддержке, а также о распределении будущих избирательных списков 50/50.
— Других конфиденциальных соглашений не существует, — заверил президент медиа.
— Я никогда не отрицал очень короткую и бессмысленную встречу с Фирташем во время президентской кампании, но я категорически отрицаю любые договоренности – конфиденциальные или открытые с Фирташем. Этого не было и нет! Это мой четкий комментарий. Если что-то иное заявлено в суде, то тот, кто это сказал, должен нести ответственность за ложь под присягой, — сказал Порошенко.
Слова президента кардинально разнятся от того, что сказал Фирташ в суде. На вопрос судьи, была ли весной прошлого года его встреча с Порошенко, олигарх ответил:
«Да… Но я не могу говорить больше, я подписал конфиденциальные обязательства», — ответил Фирташ.
«Могу сказать, что мы добились, чего хотели. Порошенко стал президентом, Кличко — мэром», — заявил бизнесмен. Позже эти слова подтвердил и соратник Фирташа Сергей Левочкин.
Насколько на самом деле зависел успех Порошенко от встречи с Фирташем и как создавалась стратегия его победы?
Испанская стратегия
— Мне сложно сказать, но мне кажется, что где-то с 2011 года он (Порошенко) стал строить планы на президентскую кампанию. Любой политик из высшей лиги рано или поздно очерчивает для себя такой план, — говорит народный депутат Игорь Грынив, работавший технологом и в президентской и парламентской кампании БПП.
— Я не скажу вам, каков был точно план: касался он 2015-го или 2020 года. Но как большой поклонник Сунь-цзи я дам вам одну цитату: настоящий лидер сначала становится непобедим, а потом решает, когда ему побеждать. И мы по этому принципу работали, чтобы Петр Алексеевич мог сам решать, когда и на какую роль в государстве претендовать, — добавляет депутат.
Грынив не стал рассказывать подробности внутренней кухни. Но многое рассказали другие соратники президента.
В 2011 году Порошенко с семьей и своей командой отдыхали в Испании. Там же были и его ближайшие соратники, в том числе Ирина Фриз и Юрий Стець. Именно там и родилась идея баллотироваться в президенты.
На момент разработки плана Порошенко политически находился не у дел. Он ушел с должности министра экономического развития в правительстве Азарова и оставался просто бизнесменом.
Расчёт на победу был не на 2015-й, а на 2020 год. В окружении президента разработали план многоходовки. В 2015-м важно было принять участие в избирательной гонке и занять место не ниже третьего, чтобы потом, в 2017-м, иметь возможность формировать свою фракцию в парламенте.
В 2012 году Порошенко вернулся в политику старым проверенным путем – через округ в родной Виннице. Именно отсюда, в 1998-м Порошенко и начал свою политическую карьеру. Показатель «шоколадного короля» был одним из лучших среди депутатов по Украине.
Команда Порошенко начала готовиться к тому, чтобы разворачивать штабы под президентскую гонку. Но когда материал об этом вышел в Forbes, очень сильно разозлились. Ведь по официальной легенде Порошенко собирался баллотироваться в мэры Киева.
— Киевские выборы были частью политической стратегии, — признался через полгода после победы Порошенко на выборах Грынив, но опять без конкретики.
Как рассказал еще один из соратников Порошенко, тема про участие в киевских выборах была нужна, чтобы попасть в расклады социологов.
— Нам было очевидно, что на выборах во второй тур выйдут Янукович и Кличко, а Левочкин, умело разложивший яйца в разные корзины, при любых раскладах останется у власти. Нам же нужно было занять нишу, аналогичную занятой Тимошенко в 2006 году, — говорит собеседник на условиях анонимности.
Но одной темы киевских выборов (тем более, что власть Януковича не спешила их назначать) для раскрутки до национального масштаба было мало. Порошенко по состоянию на лето 2013 года и близко не приближался к оппозиционной тройке по рейтингу.
Поэтому Порошенко использовал свой багаж министра иностранных дел и активно включился в продвижение идеи евроинтеграции накануне саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе. На этой волне Порошенко запланировал серию поездок по Украине в компании недавно вышедшего из тюрьмы Юрия Луценко. По задумке технологов Порошенко, узник режима Януковича должен был добавить плюсов к портрету кандидата, а также закрепить в сознании избирателей, что существует альтернатива Януковичу не только в лице тройки оппозиционеров – Кличко, Тягнибока и Яценюка, но и Порошенко.
Кандидат-одиночка
Тут нужно вспомнить, что после избрания в парламент Порошенко держался особняком от оппозиции. Более того, в той же Виннице у Порошенко был серьезный конфликт с «Батькивщиной», где человек Порошенко Александр Домбровский только с дымовыми шашками и испорченными бюллетенями выиграл у представительницы «Батькивщины» Наталии Солейко.
Именно эту историю вспомнил Порошенко 24 ноября (на первом массовом митинге Евромайдана) депутат «Батькивщины» Сергей Пашинский, который чуть ли не силой не пускал будущего президента на сцену с лидерами оппозиции. Тогда только увещаниями Юрия Луценко и его жены все же удалось переубедить Пашинского.
Начало Майдана стало звездным часом для Порошенко. Он работал и с потенциальными избирателями, и с украинскими политиками, и с западными.
В конце ноября корреспондент INSIDER случайно стал свидетелем разговора Порошенко с людьми возле стелы Независимости. Именно тогда он впервые озвучил свое намерение принимать участие в выборах президента.
1 декабря 2013 года Порошенко — единственный из топ-политиков — пришел на Банковую и попытался успокоить радикалов, которые там собрались.
В пылу противостояния Порошенко тогда столкнули с трактора, но он оказался главным ньюсмейкером того дня. Для сравнения: Виталий Кличко пришел на Банковую только через несколько часов, когда все уже улеглось.
Все зимние месяцы в Доме профсоюзов ходили слухи о том, что Порошенко ведет «сепаратные» переговоры с властью о должности главы так называемого «технического правительства», которое он якобы предлагал сформировать после отставки Кабмина Николая Азарова.
Также говорилось и том, что он ведет переговоры о возможном сотрудничестве и с Яценюком, и с Кличко.
Тем временем Порошенко и его команда тонко выстраивали стратегию, как обыграть своих оппозиционных конкурентов.
— Нам нужно было сначала «съесть» Тягнибока, потом Яценюка, потом Кличко. Чтобы выиграть у последнего достаточно было бы просто оказаться с ним в одной студии и заговорить. И мы выходили во второй тур с Януковичем, — говорит один из соратников Порошенко.
Те, кто хоть раз зимой 2014-го не пошел на Майдан, а посмотрел митинг на «5 канале», мог заметить, как выигрышно смотрится на фоне оппозиционной тройки Петр Порошенко. Иногда камера выхватывала крупный план владельца канала, когда весь его вид показывал, что он недоволен спичем лидеров оппозиции. Либо просто выглядел увереннее и лучше, чем они. Либо вез в больницу лидера Автомайдана Дмитрия Булатова, когда другие не знали что сказать.
И это давало сначала незначительные, но потом все более весомые плюсы в социологии. Если в начале октября 2013 года за Порошенко на президентских выборах готовы были проголосовать менее 4% граждан, то в конце декабря уже почти 9%, а в апреле 2014-го уже 25%.
Общество, разочарованное действиями оппозиционной троицы на Майдане, искало нового героя, и нашло его в лице Порошенко.
Впрочем, возможно, путь Порошенко к успеху не был бы таким простым, если бы на него не переориентировался серый кардинал Кличко Виталий Ковальчук.
Как рассказывают в команде Порошенко, в феврале к ним неожиданно пришел Ковальчук и сам предложил договориться о сотрудничестве.
— Я понимаю, что вы нас «съедите», а я хочу быть другом и президента, и мэра, — привел цитату Ковальчука один из соратников президента.
В окружении президента к этому предложению отнеслись насторожено. Мало кто знал, что уже на тот момент между Кличко и Ковальчуком произошел конфликт. По одной из версий, Ковальчук продал должности, входящие в квоту УДАРа, и не поставил в известность Большого (так называют за глаза Кличко его соратники). По другой версии, Ковальчук узнал, что в обход него с Кличко пытались договориться из администрации Януковича. По третьей, он понимал, что президента из Кличко не будет и решил быстро сменить проект.
Так или иначе, Ковальчуку удалось убедить Кличко, что ему стоит пойти в мэры Киева, а потом уже через 5 лет в президенты.
Осталось решить вопрос с еще двумя людьми, имеющими отношение к партии УДАР – Сергеем Левочкиным и Дмитрием Фирташем.
Случайная встреча
Во время суда в Вене Фирташ заявил, что в 2012-м стал искать нового кандидата на должность президента.
«В 2012 году мне стало очевидно, что Янукович не собирается делать никакие реформы. Я подумал, что нужен новый кандидат (в президенты, — ред.) на 2015 год… Я нашел такого кандидата. Это был Виталий Кличко», — прямо заявил Фирташ.
Сотрудничество УДАРа с Фирташем и Левочкиным началось на выборах 2012 года. В списке УДАРа в парламент зашли несколько людей Фирташа, за что выдающийся боксер и его партия получили финансовую и медийную поддержку «Интера».
На голосование фракции олигарх, по словам соратников Кличко, практически не влиял. Но Левочкин просил лидера УДАРа не ездить в туры оппозиции «Вставай, Украина».
22 апреля на день рождения Владимира Кличко в Вене произошла встреча Петра Порошенко, Виталия Кличко, Виталия Ковальчука, Юрия Стеця, Сергея Левочкина и Дмитрия Фирташа.
По официальной версии, Порошенко, как и Ковальчук, были приглашены на день рождения Кличко-младшего и «совершенно случайно» в венском отеле наткнулись на Фирташа. И якобы у Порошенко просто не осталось выбора, как несколько минут побеседовать с опальным олигархом.
Однако, по информации журналистов, полученной от самих участников встречи, случайный бесполезный разговор длился 28 часов с перерывом на три часа.
Деталей разговора даже офф-рекордс не захотел рассказывать никто. Кроме того, что сначала Фирташ и Левочкин хотели получить свои 30% в списке на парламентские выборы, но потом сошлись на разделении 50% Порошенко, 50% — УДАР.
Собственно именно это соглашение и показал Порошенко.
Примечательно, что история была тут же «слита» в СМИ.
В окружении президента считают, что Левочкин рассказал об этом украинским журналистам, а люди Фирташа подбросили малоизвестной австрийской газете.
— Таким образом Фирташ пытался показать США, что он поддерживает в Украине того же кандидата, что и Вашингтон, и договориться о снятии с него обвинений. Он уверен — США делает ставку на Порошенко, — сказал год назад журналистам один из соратников президента.
Ни тогда, ни сейчас президенту не выгодно было признавать эту встречу. Ведь это указывало на его зависимость от одного из кланов олигархов и связи с прошлой властью. К своему имиджу пятый президент Украины относится крайне трепетно, и поэтому эта встреча, хоть уже и признается, но подается как случайная, без договоренностей. Вместо этого Порошенко подчеркивает, что всю свою президентскую кампанию, как и парламентскую, спонсировал сам.
Татьяна Николаенко, INSIDER